Месяц назад я посетил музей истории Южно-Уральской железной дороги, в славном городе Челябинске. В экспозиции посвященной началу 20 века, меня заинтересовало хитроумное механическое устройство - электрожезловый аппарат Д.С.Трегера. Это устройство исключало столкновение встречных поездов, на перегонах между станциями. В доавтоматические времена, бригада паровоза не имела права выезжать на перегон без жезла, который им вручал дежурный по станции. Чтобы исключить случайную выдачу второго жезла и придумали электрожезловые автоматы. Изначально закупались автоматы английского производства, но они давали сбои, в следствии чего случались катастрофы. В 1911 году, инженер-самоучка Даниил Самуилович Трегер начал работу над совершенствованием подобного автомата и закончил ее в 1921 году. С тех пор автоматы Трегера начали внедряться на железных дорогах.
Комплект состоит из двух одинаковых аппаратов установленных на станциях соединенных перегоном, аппараты между собой соединены проводами. Принцип работы достаточно прост, внутри аппарата расположен комплект жезлов.
Для извлечения жезла его необходимо поместить в поворотное устройство и после поворота диска на 90 градусов достать жезл через паз. Хитрость в том, что разблокировать диск может только дежурный с другой станции.
Чтобы получить разрешение, дежурный связывается с дежурным второй станции по телефону и запрашивает выдачу жезла. Если пути свободны, второй дежурный дает разрешение и вращением ручки индуктора разблокирует автомат на первой станции.
После того как жезл извлечен, система блокируется и ни на первой, ни на второй станции извлечь второй жезл невозможно. Только когда жезл с поездом прибудет на вторую станцию и его вставят в аппарат на станции прибытия - система разблокируется.
Для исключения путаницы жезлов на соседних перегонах, они отличались формой и расположением колец. Вот таким нехитрым способом осуществлялась безопасность движения. Подобные системы применялись на железных дорогах до конца 50-х годов, затем были заменены на более современные системы автоматики. Но и сейчас эта система еще применяется на отдельных участках малозагруженных дорог.