Кто помнит "броненосно-линкорную" серию в "Морской коллекции" "Моделиста" в начале 1990-х годов, тот, возможно, обратил внимание, что в ней по каким-то причинам оказались пропущенными несколько кораблей Королевского флота. Да, они не были "Battleships", однако имелась масса таких же, но отмеченных в данной серии. К тому же, сами англичане их вполне себе считали "Ironclad".
В общем, давно хотел восстановить справедливость, но все руки не доходили. И вот, с появлением свободной минутки, свершилось. Начнём, благословясь, не всё же одни "оспрейки" переводить.
"Research" - малый броненосец, перестроенный из шлюпа в 1864 г.
Заложен 3 сентября 1861 г. на казенной верфи в Пемброуке как 17-пушечный деревянный винтовой шлюп «Трент» типа «Персеус», а его перестройка в броненосный шлюп была одобрена в 1862 г. одновременно с переименованием в «Рисёрч» (HMS «Research»). Корабль сошел на воду 15 августа 1863 г. и вошел в состав флота 6 апреля 1864 г.
В ходе перестройки корпус был удлинен на 10 футов (3,05 м), ширина увеличена на 5,5 футов (1,7 м); корабль получил таранный форштевень и скругленную корму. Его водоизмещение выросло на 500 т, из которых 352 тонны пришлись на железную броню. Шлюп получил броневой пояс по всей длине высотой 3,05 м, в средней части которого располагалась бронированная батарея «коробчатой» формы длиной 10,4 м высотой от верхней кромки пояса до верха фальшборта. Орудия могли вести огонь через бортовые амбразуры или же в узких носовых и кормовых секторах через амбразуры, проделанные в деревянной обшивке спереди и сзади бронированной батареи.
«Рисёрч» имел парусное вооружение барка с общей площадью парусов 1695,5 кв. м. Его скорость под парусами составляла 6 узлов, но однажды он развил 11 уз, используя пар и паруса совместно. Он хорошо управлялся, за исключением совсем уж плохой погоды, однако отличался плохой мореходностью и порывистой качкой.
В 1869-1870 гг. «Рисёрч» был перестроен с заменой 100-фнт пушек на четыре 7-дюймовых нарезных дульнозарядных. Ему был надстроен спардек, а дымовая труба перенесена вперед и размещалась теперь не внутри, а снаружи бронированной батареи, чтобы обеспечить там больше свободного пространства для работы с артиллерией.
В 1878 г. «Рисёрч» был выведен в резерв и в 1884 г. сдан на слом.
Тактико-технические характеристики:
Броненосцы "Research", "Invincible" и "Lord Warden" на Мальте в 1874 г.
В общем, давно хотел восстановить справедливость, но все руки не доходили. И вот, с появлением свободной минутки, свершилось. Начнём, благословясь, не всё же одни "оспрейки" переводить.
"Research" - малый броненосец, перестроенный из шлюпа в 1864 г.
Первый британский малый броненосец и первый корабль с центральной батареей.
Заложен 3 сентября 1861 г. на казенной верфи в Пемброуке как 17-пушечный деревянный винтовой шлюп «Трент» типа «Персеус», а его перестройка в броненосный шлюп была одобрена в 1862 г. одновременно с переименованием в «Рисёрч» (HMS «Research»). Корабль сошел на воду 15 августа 1863 г. и вошел в состав флота 6 апреля 1864 г.
В ходе перестройки корпус был удлинен на 10 футов (3,05 м), ширина увеличена на 5,5 футов (1,7 м); корабль получил таранный форштевень и скругленную корму. Его водоизмещение выросло на 500 т, из которых 352 тонны пришлись на железную броню. Шлюп получил броневой пояс по всей длине высотой 3,05 м, в средней части которого располагалась бронированная батарея «коробчатой» формы длиной 10,4 м высотой от верхней кромки пояса до верха фальшборта. Орудия могли вести огонь через бортовые амбразуры или же в узких носовых и кормовых секторах через амбразуры, проделанные в деревянной обшивке спереди и сзади бронированной батареи.
«Рисёрч» имел парусное вооружение барка с общей площадью парусов 1695,5 кв. м. Его скорость под парусами составляла 6 узлов, но однажды он развил 11 уз, используя пар и паруса совместно. Он хорошо управлялся, за исключением совсем уж плохой погоды, однако отличался плохой мореходностью и порывистой качкой.
В 1869-1870 гг. «Рисёрч» был перестроен с заменой 100-фнт пушек на четыре 7-дюймовых нарезных дульнозарядных. Ему был надстроен спардек, а дымовая труба перенесена вперед и размещалась теперь не внутри, а снаружи бронированной батареи, чтобы обеспечить там больше свободного пространства для работы с артиллерией.
В 1878 г. «Рисёрч» был выведен в резерв и в 1884 г. сдан на слом.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 1743 т (полное 1900 т);
длина между перпендикулярами 59,44 м, ширина 11,76 м, осадка 4,42 м;
1 двухцилиндровая горизонтальная паровая машина Ватта, 2 трубчатых котла;
мощность 1040 инд. л.с.;
скорость 10,3 уз;
бронирование: пояс, батарея и траверсы 114 мм на 495-мм деревянной подкладке;
вооружение: четыре 100-фнт гладкоствольных пушки Сомерсета;
экипаж 150 чел.
Броненосцы "Research", "Invincible" и "Lord Warden" на Мальте в 1874 г.
Вторым в нашем списке идет броненосный шлюп "Enterprise". У меня нашлась единственная иллюстрацияя - гравюра из "Illustrated London News" за 28 мая 1864 г.
Заложен на казенной верфи в Дептфорде 5 мая 1862 г. как деревянный винтовой шлюп под названием «Сёркэссиан» (HMS «Circassian»), однако на начальной стадии постройки было принято решение о перестройке его в броненосный с переименованием в «Энтерпрайз» (HMS «Enterprise»). Спущен на воду 9 февраля 1864 г., вошел в строй 3 июня 1864 г.
Переоборудование носило характер, в целом аналогичный произведенному на «Рисёрче», но с более узким броневым поясом и размещением орудий на верхней, а не на батарейной палубе. Значительные усилия были направлены на уменьшение «верхнего» веса, в связи с чем верхняя часть корпуса выполнялась из железа, а не из дерева, что сделало «Энтерпрайз» первым композитным кораблем. Фальшборт спереди и сзади батареи мог сдвигаться к центру корпуса, обеспечивая орудиям возможность стрельбы в нос и в корму. Парусное вооружение идентично «Рисёрчу». Дымовая труба в 1864 г. передвинута из центра батареи в нос.
В 1868 г. «Энтерпрайз» перевооружен, получив четыре 7-дюймовых нарезных дульнозарядных орудия. В 1871 г. выведен в резерв и в 1886 г. сдан на слом.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 1350 т;
длина между перпендикулярами 54,86 м, ширина 10,97 м, осадка 4,2 м;
1 двухцилиндровая горизонтальная паровая машина Рэйвенхилла, 2 трубчатых котла;
мощность 690 инд. л.с.;
скорость 9,9 уз;
бронирование: пояс, батарея и траверсы 114 мм на 495-мм деревянной подкладке;
вооружение: две 110-фнт казнозарядных и две 100-фнт гладкоствольных пушки;
экипаж 130 чел.
Еще один броненосец, не упомянутый в броненосной серии "Моделиста" 30-летней давности. К сожалению, кроме единственной паршивенькой схемки, других его изображений у меня не нашлось.
Заложен на казенной верфи в Дептфорде 23 августа 1860 г. как деревянный винтовой корвет, и постройка продвинулась весьма далеко, когда было принято решение о его перестройке в броненосный. Корабль сошел на воду 5 июля 1864 г., а в строй вошел только 17 марта 1866 г.
В процессе перестройки «Фаворит» получил прямой форштевень, скругленную корму и броневой пояс по всей длине корпуса высотой от верхней палубы до 3 футов ниже ватерлинии. Расположенная на верхней палубе бронированная батарея «коробчатой» формы имела длину 20 м и сдвижной фальшборт спереди и сзади, как на «Энтерпрайзе», для ведения погонного и ретирадного огня. В 1869 г. корабль был перевооружен, получив восемь 7-дюймовых нарезных дульнозарядных орудий в батарею и две 64-фнт пушки на нос и корму на верхнюю палубу.
«Фаворит» имел парусное вооружение корабля с общей площадью парусов 1695 кв. м. Он мог развивать под парусами до 10,5 уз и обладал хорошей мореходностью, но отличался порывистой качкой.
В 1876 г. корвет был выведен в резерв, а в 1886 г. сдан на слом.
водоизмещение 3232 т;
длина между перпендикулярами 68,58 м, ширина 14,3 м, осадка 6,55 м;
1 двухцилиндровая паровая машина фирмы «Хамфриз и Теннант», 4 котла;
мощность 1770 инд. л.с.;
скорость 11,8 уз;
бронирование: пояс 114 мм на 660-мм деревянной подкладке, батарея 114 мм на 495-мм подкладке, траверсы 114 мм;
вооружение: восемь 100-фнт гладкоствольных пушек;
экипаж 250 чел.