12 августа 2022

2МВ. Легкие крейсеры итальянского флота

01 гарибальди в море (618x377, 167Kb)

В итальянском флоте накануне войны числились 14 легких крейсеров. Из них – 2 старых, воевавших еще в 1-ю мировую войну; остальные 12 вошли в строй в течение 30х годов, и являлись современными кораблями. В ходе войны ВМС Италии приняли еще 3 новейших легких крейсера, но другие 9 кораблей этого типа, находившиеся на стапелях, так и не были достроены. В ходе войны правительство конфисковало два строившихся в Италии для Таиланда малых крейсера; их стали переоборудовать в крейсера ПВО, но до капитуляции Италии так и не успели ввести в строй.

Легкий крейсер «Bari»
02 Bari leg kr (651x165, 44Kb)

Водоизмещение: нормальное 3.248 т, полное 5.305 т. Размеры 135,3x13,6x4,1 м. Мощность 21.000 л.с., скорость 24,5 узла. Дальность ? миль. Броня: палуба 40-80 мм, рубка 75 мм, щиты орудий 50 мм. Вооружение: 8х150-мм, 3х76-мм орудий, 6х20-мм и 6х13,2-мм зениток; 120 мин. Экипаж 439 чел.

Крейсер был заказан Россией в Германии как «Муравьев-Амурский»; конфискован немцами после начала Первой мировой войны и переименован в «Pillau», введен в строй германского флота в 1915 году. В 1920-м при разделе флота проигравшей войну Германии крейсер был передан Италии в качестве трофея. Вступил в строй итальянского флота в 1924; служил в качестве учебного корабля. В 1935 переоборудован в «колониальный» крейсер (10 паровых котлов заменили на 4 нефтяных, из-за чего демонтировали первую дымовую трубу). В 1940 добавили 6х20-мм автоматов. Весной 1943 «Bari» начали перестраивать в корабль ПВО, но 28.06.1943 крейсер был потоплен в Ливорно американской авиацией.

Легкий крейсер «Taranto»
03 итал лег кр Таранто (635x201, 23Kb)

Водоизмещение: нормальное 3.184 т, полное 5.100 т. Размеры 138,7x13,5x4,7 м. Мощность 13.000 л.с., скорость 21 узел. Дальность 5.000 миль 12-узловым ходом. Броня: борт 60 мм, палуба 18-50 мм, рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм. Вооружение: 7х150-мм, 2х76-мм орудий, 10х13,2-мм зениток; 120 мин. Экипаж 446 чел.

Бывший германский легкий крейсер «Strassburg»; в 1920-м передан Италии в качестве трофея. Введен в строй итальянского флота в 1925 г.; служил в качестве учебного корабля. В ходе модернизации 1935 — 1937 гг. из-за снятия 2х котлов первая дымовая труба изогнута и совмещена со второй. В 1940 — 1941 гг. зенитное вооружение усилено 4 спаренными 20-мм автоматами. В 1942 г. «Taranto» был выведен в резерв. 9.09.1943 при капитуляции Италии крейсер был захвачен немцами; но 23.10.1943 корабль потопила союзная авиация. Правда, немцы в 1944 его подняли, однако 23.09.1944 новый удар союзной авиации окончательно отправил «Taranto» на дно.

Легкие крейсера типов «Giovanni delle Bande Nere» и «Luigi Cadorna»
(так называемые «Condottieri», 1-я и 2-я серии)
04 итал кр первосерийник (645x159, 49Kb)

Общие данные 1-й и 2-й серий: водоизмещение: нормальное от 5.200 (1я серия) до 5.323 т (2я серия), полное от 6.844 до 7.080 т. Размеры 169,3x15,5x5,3 - 5,5 м. Мощность 95.000 л.с., скорость 36,5 узлов. Дальность 1-й серии - 3.800 миль 18-узловым ходом; 2-й серии - 3.088 миль 16-узловым ходом. Броня: борт 24 мм, палуба и траверсы 20 мм, рубка от 40 (1я серия) до 70 мм (2я серия), башни от 23 до 40 мм. Вооружение: 4 двухорудийные башни с 152-мм орудиями, 3 спаренных 100-мм орудия, 4 спаренных 20-мм и 4 спаренных 13,2-мм зенитки; 2 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата; 84–138 мин. 1 катапульта, 2 гидросамолета. Экипаж от 520 до 544 чел.

Первая серия итальянских легких крейсеров, построенных в 1931 году, включала четыре корабля: «Alberico da Barbiano», «Alberto di Giussano», «Bartolomeo Colleoni» и «Giovanni delle Bande Nere». Эти корабли проектировались как противники новых французских лидеров эсминцев, ради погони за которыми главный упор сделали на достижения высокой скорости. Для этого корпуса крейсеров сильно заузили и максимально облегчили, что создало проблему продольной остойчивости. И хотя итальянцы добились своего: при испытаниях «Alberico da Barbiano» несколько часов стабильно держал скорость 39,6 узлов, а 32 минуты даже несся со скоростью 42,05 узла, став самым быстроходным крейсером мира, в целом корабли 1-й серии оказались не столь удачными, как ожидалось. Они получились недостаточно мореходными, с плохой обитаемостью из-за их тесной компоновки, слишком слабым даже для легких крейсеров бронированием, и невысокой точностью стрельбы (для экономии веса башенные орудия монтировались в общей люльке, что предопределило заметное рассеивание снарядов). Проблемным получилось и использование бортовой авиации для корректировки артогня: оборудование ангара в нижнем ярусе носовой надстройки привело к длительному перетаскиванию гидросамолета к расположенной на полубаке неподвижной катапульте - в обход носовых орудийных башен. Да и скорость, ради достижения которой многое было принесено в жертву, в ходе повседневной службы редко превышала 30 узлов – из-за почти постоянного волнения на море и плохой остойчивости этих крейсеров. В результате для повышения мореходности в конце 30-х гг. на всех крейсерах провели усиление корпуса.
05 итал кр кадорна 01 (641x174, 43Kb)
«Luigi Cadorna» - корабль второй серии «Condottieri»

Два корабля второй серии «Condottieri» строились по откорректированному проекту первой серии со снижением верхнего веса (снизили высоту носовой надстройки за счет отказа от ангара и перенесли неподвижную катапульту с полубака на кормовую надстройку, направив ее на 30 градусов в сторону от продольной оси корабля). Благодаря корректировке у вступивших в 1933 г. в строй «Luigi Cadorna» и «Armando Diaz» прочность корпусов повысилась, а остойчивость улучшилась. Состав и расположение вооружения не изменились. В целом крейсера второй серии были удачнее ранних, однако кроме скорости они во всем остальном уступали новым легким крейсерам других стран. Поэтому итальянцы в дальнейшем строительстве легких крейсеров старались сделать их более крупными и лучше защищенными.
19.07.1940 недалеко от Крита «Bartolomeo Colleoni» получил попадание в машинное отделение 152-мм снаряда с английского легкого крейсера «Sydney», и лишился хода. После этого он был добит торпедами британских эсминцев «Havock», «Hiperion», «Hereward» и «Ilex». 13.12.1941 у мыса Бон «Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano» при перевозке бензина в Ливию были перехвачены и потоплены торпедами английских эсминцев «Legion», «Maori», «Sikh» и голландского «Isaak Sweers». Последний «первосерийник» «Giovanni delle Bande Nere» погиб 1.04.1942 в районе острова Стромболи, торпедированный британской подлодкой «Urge». Из «второсерийников» погиб только «Armando Diaz» - 25.02.1941 его торпедировала в районе Сфакса британская подлодка «Upright».

Легкие крейсера типа «Raimondo Montecuccoli» (3-я серия «Condottieri»)
06 Раймондо Монтекукколи (651x183, 48Kb)

Водоизмещение: нормальное 7.405 т, полное 8.853 т; размеры 182,2x16,6x6 м; мощность 106.000 л.с., скорость 37 узлов, дальность 16-узловым ходом 3.088 миль. Броня: борт 60 мм, траверсы 40 мм, палуба 30 мм, рубка 100 мм, башни 70 мм, барбеты 50 мм. Вооружение: 4 двухорудийные башни с 152-мм орудиями, 3 спаренных 100-мм орудия, 4 спаренных 37-мм и 4 спаренных 13,2-мм зениток. 2 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. 2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб, 96 мин. 1 катапульта, 2 гидросамолета. Экипаж 588 чел.

Вступившие в строй в 1935 г. «Raimondo Montecuccoli» и «Muzio Attendolo» представляли собой переработанную и улучшенную 3-ю серию «Condottieri». На этих кораблях благодаря увеличению размеров и водоизмещения удалось улучшить мореходность и защиту. А вот состав и размещение вооружения практически остались неизменными; лишь катапульта (ставшая теперь частично поворотной) переместилась на новое место – между дымовыми трубами. Улучшение мореходности и усиление энергетической установки позволили этим кораблям и на волнении стабильно держать 34-узловой ход. Таким образом, «Condottieri» 3-й серии оказались более удачными, чем их предшественники, и стали первыми полноценными легкими крейсерами итальянского флота.
«Muzio Attendolo» в сентябре 1942 был торпедирован британской подлодкой «Unbroken»; взрывом ему оторвало носовую оконечность. Тем не менее, крейсер добрался до базы и встал на ремонт. Но 4.12.1942 при налете американских самолетов на Неаполь «Muzio Attendolo» был потоплен их бомбами. В стоявший рядом «Raimondo Montecuccoli» так же попала одна бомба, но крейсер остался на плаву, и ремонтировался до середины 1943 г.

Легкие крейсера типа «Eugenio di Savoia» (4-я серия «Condottieri»)
07 кр аАоста (648x265, 101Kb)

Водоизмещение: нормальное 8.610 т, полное 10.672 т; размеры 186,9x17,5x6,5 м; мощность 110.000 л.с., скорость 36,5 узлов, дальность 14-узловым ходом 3.900 миль. Броня: борт до 70 мм, траверсы 50 мм, палуба 30–35 мм, рубка 100 мм, башни 90 мм, барбеты 70мм. Вооружение: 4 двухорудийные башни с 152-мм орудиями, 3 спаренных 100-мм орудия, 4 спаренных 37-мм и 6 спаренных 13,2-мм зениток. 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. 2 бомбосбрасывателя, 100–185 мин. 1 катапульта, 2 гидросамолета. Экипаж 578 чел.

Вступившие в строй в 1935 году легкие крейсера «Eugenio di Savoia» и «Emanuele Filiberto duca d'Aosta» представляли собой дальнейшее развитие типа «Raimondo Montecuccoli», и являлись 4-й серией «Condottieri». Эти корабли получили еще более толстое бронирование и более мощную энергетическую установку. На испытаниях оба крейсера превысили контрактную скорость; однако реально постоянная их скорость в море составляла около 34 узлов. «Eugenio di Savoia» 4.12.1942 при стоянке в Неаполе был поврежден бомбами американской авиации и вышел из строя до весны 1943 г. После войны оба крейсера по репарациям были переданы флотам Греции («Eugenio di Savoia») и СССР («Emanuele Filiberto duca d'Aosta») и соответственно переименованы в «Helli» и «Керчь».

Легкие крейсера типа «Giuseppe Garibaldi» (5-я серия «Condottieri»)
08 крейсер Гарибальди (650x291, 97Kb)

Водоизмещение: нормальное – 9.050 т, полное – 11.575 т; размеры: 171,8/187,1x18,9x6,8 м; силовая установка 100.000 л.с., скорость 34 узла, дальность 13-узловым ходом 4.125 миль. Броня: борт и траверсы от 30 до 100 мм, палуба 40 мм, рубка 100 мм, башни 135 мм, барбеты 100 мм. Вооружение: 2 трехорудийные и 2 двухорудийные башни с 152-мм орудиями, 4 спаренных 100-мм орудия, 4 спаренных 37-мм и 4 спаренных 13,2-мм зениток. 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. 2 бомбосбрасывателя, 80–108 мин. 2 катапульты, 2 гидросамолета. Экипаж 640 чел.

Легкие крейсера «Giuseppe Garibaldi» и «Luigi di Savoia duga degli Abruzzi» вступили в строй в 1937 году и к началу войны считались самыми современными и удачными легкими крейсерами ВМС Италии. По сравнению с более старыми крейсерами эти корабли имели усиленную броневую защиту, ради увеличения которой конструкторы осознанно пошли на снижение максимальной скорости. Расширение корпуса позволило ставить котлы в два ряда, что сократило длину котельных отделений. Правда, эта перепланировка сблизила дымовые трубы, не оставив места для авиационной катапульты; поэтому пришлось поставить две (частично поворотные) по обеим сторонам второй трубы. Так же на этих кораблях более рационально разместили вооружение, увеличив число орудий главного калибра до 10 стволов. Причем только на этой серии стволы наконец-то стали размещать в отдельных люльках, что положительно сказалось на точности стрельбы.
27.07.1941 «Garibaldi» получил попадание торпеды с английской подлодки «Upholder», был тяжело поврежден и ремонтировался 4 месяца.

Легкие крейсера типа «Capitani Romani»
09 Аттилио Реголо (648x270, 110Kb)

Водоизмещение: нормальное – 3.686 т, полное – 5.334 т; размеры: 138,7/142,9x14,4x4,9 м; мощность силовой установки 110.000 л.с., скорость 40 узлов, дальность 25-узловым ходом 3000 миль. Броня: башни 20 мм, мостик 15 мм. Вооружение: 4 двухорудийные башни с 135-мм орудиями, 8х37-мм и 4 спаренных 20-мм зениток. 2 четырехтрубных («двухярусных») 533-мм торпедных аппарата. 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы, 70 мин. Экипаж 418 чел.

Легкие крейсера типа «Capitani Romani» стали возвратом к концепции первых серий «Condottieri» - в связи с появлением у французов новых типов лидеров эсминцев, и серия «Capitani Romani» разрабатывалась именно для охоты за ними. Соответственно, водоизмещение крейсеров этого типа опять уменьшилось, и приоритет был отдан высокой скорости при минимальном бронировании. От авиакатапульт и гидросамолетов отказались уже изначально, при проектировании. Всего в 1939 г. были заложены 12 кораблей типа «Capitani Romani», но из них достроены только 3 («Attilio Regolo», «Pompeo Magno» и «Scipione Africano»). Вступивший в строй в 1942 году «Attilio Regolo» всего через 2 месяца был поврежден торпедой английской подлодки «Unruffled». Взрыв оторвал носовую оконечность по первую 135-мм башню; ремонт продолжался до середины 1943 г. Два других крейсера вошли в состав флота накануне капитуляции Италии, и в боевых действиях принять участия не успели. В 1948 г. крейсера «Attilio Regolo» и «Scipione Africano» в соответствии со статьями мирного договора передали Франции, где они получили другие названия.