12 августа 2022

За что советские военные в Афганистане невзлюбили «Шишигу»

ГАЗ-66 можно назвать одним из самых известных советских военных грузовиков. В народе он получил прозвище — «Шишига» и в целом, несмотря на множество недостатков, неискушенные советские водители отзывались о нем достаточно лестно. Тем не менее, после того как ГАЗ-66, в составе «ограниченного военного контингента» оказался в Афганистане, отношение к нему резко изменилось. Давайте же узнаем почему проверенный годами грузовик так невзлюбили военные.

 

 

 

В Афганистане «Шишига» использовалась советскими войсками как для перевозки грузов и пассажиров, так и в качестве платформы для огневых точек. Например, на грузовики ставили автоматические пушки, минометы и тяжелые пулеметы. Впрочем, в первую очередь ГАЗ-66 использовался все-таки для транспортных нужд. И именно здесь в Афганистане у в целом проверенного грузовика вскрылось новые недостатки.

 

 

 

 

Во-первых, машина не лучшим образом показывала себя в высокогорном афганском климате. Из-за разреженного горного воздуха потребление горючего двигателем «Шишиги» заметно увеличивалось. В этом не было бы такой проблемы, если бы мощность двигателей ГАЗ-66 в горных условиях не начинала падать. Порой доходило до того, что людям, при движении на затяжном перевале, приходилось спешиваться и идти рядом с грузовиком. Или же грузовик просто проходилось брать на буксир другой техникой.

 

 

Но главный недостаток «Шишиги» заключается в том, что водительское место располагалось прямо над передними колесами. Это отличало ГАЗ-66 от многих других советских грузовиков таких, как КрАЗ, ЗиЛ, «Урал».

 

Из-за этой особенности в случае наезда колесом на мину передний пассажир и водитель «Шишиги» гарантированно погибали в результате взрыва. У других грузовиков между колесом и кабиной имелось расстояние в 0.8-1.2 метра. Это кажется немного, однако зачастую «спасительный метр» был тем единственным, что стояло между жизнью и смертью для человека за рулем.