Среди превеликого множества револьверов известных систем сегодня как-то потерялись оригинальные конструкции XIX века. Да и неудивительно, уже в том же XIX веке они были в диковинку или известны лишь узкому кругу людей, а что же говорить о них сегодня? Но тем не менее они оригинальны, интересны, наглядно показывают, сколь причудлива и извилиста человеческая мысль, а раз так, то почему бы о них нам и не рассказать сегодня.
Ну а начать следует, пожалуй, с 12-зарядного револьвера «Уэлч Нэви», разработанного в США неким Джоном Уолчем. Запатентован он был ещё в 1859 году, причем, если мы посмотрим на него не слишком внимательно, то может оказаться, что он ничем особым от револьверов того времени и не отличается. Вроде бы традиционный капсюльный револьвер с открытой рамкой, под стволом рычаг для тугой загонки пуль, одним словом, все в лучших традициях револьверов Кольта или Ремингтона.
Что же такого примечательного в этом револьвере, что на него был выдан патент? Калибр .36, ствол 6-дюймов… Но дело все в том, что он 12-зарядный. То есть емкость его барабана очень значительная! Однако по своим габаритам «Уэлч Нэви» выглядит как обычный шестизарядный револьвер, разве что сам барабан у него чуточку длиннее.
Разгадка скрыта в его устройстве. Просто в каждой из камор барабана располагался не один заряд, а два – один за другим, то есть из одной каморы можно было последовательно сделать два выстрела. К каждому заряду шла отдельная брандтрубка. И самое главное – для каждой такой брандтрубки у этого револьвера был свой отдельный курок, приводившийся в действие отдельным спусковым крючком!
Курки могли взводиться как по отдельности, так и одновременно, что позволяло их близкое расположение. При этом правый спусковой крючок выступал вперед по отношению к левому. Соответственно, первым при нажатии срабатывал правый крючок, который освобождал правый курок, бивший по капсюлю в брандтрубке первого заряда в барабане. Затем если палец продолжал двигаться и доходил до левого-заднего крючка, тот освобождал левый курок, и теперь воспламенялся заряд второй каморы.
Благодаря такому устройству, одновременным движением стрелок мог взвести сразу оба курка, и сделать один за другим два выстрела практически дуплетом.
Достоинства револьвера вроде бы очевидны, но и недостатки у него были тоже серьезные.
Во-первых, заряд пороха в нем был меньше, чем в обычном револьвере, а значит – он был не таким мощным, как все остальные.
А во-вторых, такой револьвер нужно было очень тщательно заряжать, и ясно почему: малейший прорыв газов был чреват сдвоенным выстрелом и разрывом барабана с самыми печальными последствиями. Вторая модель с барабаном на пять камор и десять зарядов выпущена в количестве около 1 000 экземпляров, и больше такое оружие не выпускалось.
Надо сказать, что проблема воспламенения зарядов в каморах капсюльных револьверов стояла весьма остро. Пулю нужно было загонять натуго, чтобы исключить прорыв газов, но малейшая каверна, образовавшаяся при литье и незамеченная стрелком, создавала угрозу разрыва барабана. Поэтому пулю нужно была замазать еще и «пушечным салом». Смазка также устраняла пороховой нагар, но само по себе заряжание превращалось в долгую и нудную процедуру.
И вот нашелся американец C. B. Аллен, который сконструировал семизарядный ударный револьвер калибра .36, в котором барабан имел форму диска, а курок бил по капсюлям снизу. Разумеется, в таком револьвере вероятность восполнения камор, соседних со стреляющей, снижалась до нуля. Но вот габариты… Именно из-за них эти револьверы (и ружья) «не пошли».
В 1855 году Джесси Баттерфилд из Филадельфии, штат Пенсильвания, запатентовал свой револьвер, выпущенный затем всего в количестве 640 экземпляров, хотя в 1861–1662 гг. правительство заказало ему 2 250 таких револьверов.
Калибр .41, 5 зарядов, восьмигранный ствол с цельной рамкой из латуни. Барабан, ствол и курок вороненые. Дизайн для тех лет уже несколько старомоден, но сделан револьвер был очень качественно. А самым оригинальным в нем являлось зарядное устройство для… капсюлей!
Внутри небольшой емкости под барабаном находилась картонная трубка, содержащая стопку маленьких бумажных дисков. В центре каждого диска находилась гремучая ртуть. На съемной крышке этой емкости имелась небольшая пружинка, которая выталкивала диски вверх.
При взведении курка небольшой стержень толкал диск вперед под головкой курка и над ниппелем патронника, который находился на одной линии со стволом. Система позволяла сделать около 30 выстрелов без перезарядки. В случае отсутствия капсюльных дисков, револьвер также можно было заряжать классическими капсюлями. Система капсюля Баттерфилда также использовалась на нескольких моделях карабинов Шарпса, но тем не менее широкого распространения не получила.
А ещё бывало так, что человеку хотелось получить патент любой ценой. «Хочу револьвер! Хочу патент на револьвер!» И так вот в итоге появлялись иной раз очень забавные конструкции. Например, такие, как вот этот револьвер «Вессон-Левитт», патент на который был получен в 1849 году. Опять-таки, посмотреть на него – все обычно. Типичный капсюльный револьвер.
Необычен сам привод барабана. В обычных револьверах – это зубчатая шестеренка на его оси, на которую воздействует зуб толкателя, связанного с курком. Здесь же применены две косозубые шестерни: одна – на оси барабана, другая – на оси курка. При взведении последнего его шестерня проворачивала шестерню барабана и сам барабан.
Но самым, пожалуй, оригинальном револьвером является вот этот – «Уитни и Билс», конструкция которого в 1854 году была запатентована Фордайсом Билсом (гениальным оружейником, который через 3 года станет создателем отличных ударных военных револьверов фирмы «Ремингтон»). А производил его, причем в трех вариантах, Эли Уитни с 1854 и до конца 1860-х гг. Первая модель (выпущено около 50) имеет латунную рамку и калибр .31. Вторая модель идентична предыдущей, но имеет железную рамку (выпущено около 2 300 штук).
Третья модель (именно здесь она и представлена) также имеет железную рамку. Сделано их было около 850 экземпляров, причем одни имели 7-зарядный барабан, а остальные 6-зарядный калибра .28. Опять-таки, на первый взгляд в нем нет ничего особенного. Однако свое прозвище «Балансирный ход» он получил совсем не зря, потому что и впрямь имел в своей конструкции очень необычный для револьверов механизм.
А было так, что начале 1850-х годов Кольт выиграл судебный процесс против фирмы «Оружейная компания Массачусетса» за нарушение его основного патента, и все оружейники, занявшиеся производством револьверов, стали очень осторожными, чтобы избежать любого нарушения патентов маленького полковника, предприятие которого в то время достигло наивысшего уровня своей коммерческой мощи.
Вот и Фордайс Билс сделал все, чтобы обойти патенты Кольта, и… обошел. Начнем с того, что курок должен взводиться большим пальцем, то есть это револьвер одинарного действия. Имеется и полувзвод для безопасной транспортировки.
Но самое необычное, что на кольцевом спусковом крючке нет возвратной пружины. Он просто-напросто качается вперед-назад на оси. Верхняя часть его с левой стороны цилиндра имеет два боковых рычага, загнутые верхние концы которых входят в выемки барабана, у дульного среза и у заднего торца.
Нажатием вперед спусковой крючок заставляет цилиндр вращаться на 1/12 оборота; после чего движением назад совмещает патронник со стволом. В этом положении спусковой крючок действует так же, как кулачок блокировки цилиндра.
Давление кольцевой части крючка на выступ курка в нижней части рамки освобождает последний, и он наносит удар по капсюлю. Для заряжания барабан приходится вынимать. Рукоятка слишком мала для удобного удержания, а размеры кольца для толстых пальцев маловаты, к тому же вся механика работает медленно. Ну и потом сам калибр .28 имел очень слабое останавливающее действие. Но… Кольта этот изобретатель все-таки обошел!
Автор: Вячеслав Шпаковский