18 августа 2022

Как Советы не долетели до Америки


85 лет назад, 13 августа 1937 года, где-то над Северным Ледовитым океаном бесследно исчез гигантский четырехмоторный бомбардировщик ДБ-А с бортовым индексом Н-209, на котором экипаж под руководством героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского пытался повторить чкаловский перелет через Северный полюс в США.

Но после того как 12 августа самолет удалился от берега, его больше никто не видел, а на следующий день прервалась радиосвязь. В последней радиограмме Леваневский сообщил об отказе одного из двигателей и очень тяжелых погодных условиях. А дальше — тишина… Все попытки вновь связаться с экипажем не дали результатов, равно как и крупномасштабная поисковая операция, в которой принимали участие советские и американские летчики. Судьба Леваневского и его спутников до сих пор остается загадкой.


А началась эта история 2 мая 1935 года, когда ДБ-А, спроектированный преподавателем военно-воздушной академии имени Жуковского Виктором Болховитиновым (отсюда буква «А» в индексе самолета, означающая «академия»), впервые поднялся в воздух.

Безусловно, это было выдающимся достижением советской авиационной индустрии. Самолетов, подобных ДБ-А, не имела на тот момент ни одна страна в мире, а первый прототип американской «летающей крепости» Boeing Model 229 впервые взлетел только через три месяца. ДБ-А установил четыре мировых рекорда дальности полета с различной полезной нагрузкой, а его тактико-технические характеристики внушали уважение. Он мог поднимать шесть с половиной тонн бомб и атаковать цели на дистанции более двух тысяч километров от места взлета.

Однако невольно возникает вопрос: а действительно ли был насущно необходим этот огромный, сложный и баснословно дорогой самолет для огромной, но нищей страны, по которой совсем недавно прокатился жуткий голодомор унесший миллионы жизней, а подавляющее большинство населения никогда в жизни не видело ванны, унитаза, водопровода и батареи отопления?

Сегодняшние адепты секты вкусного пломбира, возможно скажут мол империалистические хищники люто точили зубы на «первое в мире государство свободного труда», завидуя его процветанию, а потому ему была необходима для самозащиты мощная армия и не менее могучий воздушный флот. Однако дальний стратегический бомбардировщик, способный наносить удары в тысячах километров от своих границ, не очень-то похож на средство самозащиты, скорее — наоборот.

К тому же, в середине 1930-х годов СССР уже имел более 600 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3. Во всех остальных странах, вместе взятых, не было такого количества аналогичных машин, а в абсолютном большинстве — вообще ни одной. И это для обороны? Разумеется, нет. СССР активно готовился не к оборонительной, а именно к наступательной войне «за освобождение трудящихся всего мира от гнета капитала». А если называть вещи своими именами, то — за мировое господство, а если быть совсем уж точным, то за порабощения, по примеру советского народа, народов всей планеты.

Однако не вышло, сил хватило только на отражение германской агрессии, причем — с колоссальными жертвами и только благодаря активной поддержкой «прогнивших буржуазных режимов». Проект ВНР-Всемирной Народной Республики так и остался фантазией сумасшедшего маньяка, обошедшейся народам страны Советов в миллионы жизней.

Между тем, история ДБ-А оказалась короткой. Исчезновение Н-209 серьезно подорвало его репутацию, а вскоре финальную точку в биографии машины поставил еще более продвинутый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), который приняли на вооружение и запустили в серийное производство взамен ТБ-3. «Академических» гигантов построили всего 12 штук и использовали только в качестве транспортников.



Автор: Вячеслав Кондратьев