11 апреля 2022

О битве при Легнице

9 апреля 1241 года произошла битва при Легнице (называемая также битвой на Легницком (или – Добром) поле; а по-немецки – Вальштатской битвой) – событие это особенно интересно в общем контексте... Как мы помним, в декабре предшествующего года монголы взяли Киев –  а через год князь Александр победит ливонцев на Чудском озере – после чего его отец, Ярослав Всеволодович, первым из коллег, поедет к Батыю, чтобы получить ярлык на Великое княжение – и быть признанным «стареи всем князем в Русском языце»… Но – по порядку.




…Малоизвестный у нас «Западный поход монголов» (ещё бы – ведь на протяжении, по крайней мере, пары столетий было принято считать, что «Русь своей грудью заслонила Европу от татарского нашествия») …так вот – история эта, с одной стороны, сильно мифологизирована; с другой – мало чем мы располагаем… Согласно альтернативным версиям, никакие азиаты в  походе и близко не участвовали – а в эту самую Европу вторглись русские князья!.. (В качестве доказательства нам предъявляют миниатюры из летописей – разница в вооружении и разрезе глаз там и впрямь не слишком заметна). Вопросы вызывает и маршрут – учитывая, что Орда (кем бы она ни была представлена) сначала прошлась по южной и центральной Руси… (Опять же – как известно, наши князья и друг с другом-то не слишком церемонились… впрочем – попытаемся  придерживаться более-менее общепринятой версии…)

…С ней тоже не всё ясно!.. (Особенно это мистическое стремление потомков Чингисхана к Последнему морю. Справедливости ради – до Адриатики Бату дойдёт… Более того – как это ни досадно слышать – похоже, через Русь ордынцы шли, что называется, «транзитом» – разоряя только те города, которые отказывали им в признании (а главным образом – в пропитании и фураже)… и, самое главное – нигде не оставляя гарнизонов, не устанавливая своих порядков – и не назначая никакой «дани»… (Это налогообложение придёт несколько позже, когда Батый осядет на Волге, в своём улусе Джучи… Но мы отвлеклись).

…Итак, после Киева захватчики разорят Галицко-Волынское княжество – и, в начале 1241-го, двинутся на Польшу и Венгрию.  (С Венгрией всё понятно – Бэла IV приютил половцев… тех самых, заступившись за которых в 1223 году, наши князья ввязались в злополучную битву при Калке. Конечно, идея, что монголы пройдут полмира исключительно в погоне за этим народом выглядит странновато – но маршрут именно таков… да и как повод сгодится). Итак – Батый отправляет германскому императору и венгерскому королю депеши с требованием подчиниться…  (Фридрих II иронично ответит, что, как опытный охотник, готов послужить его ханскому величеству в качестве придворного сокольничего… Бэла промолчит – как увидим, вскоре это ему дорого обойдётся...)



…Наступающие ордынцы разобьются на несколько корпусов – и один из них, под командованием Чингизова внука, Байдара, одерживает несколько полевых побед на территории Великой и Малой Польши; захватывает (не считая менее известных городов) Сандомир, Краков; вступает в Силезию – и выходит к Вроцлаву. На пути монголов встаёт князь Великой Польши Генрих II Благочестивый – с многочисленной, хотя и разнородной армией. (Помимо собственно силезских войск, там были остатки краковского гарнизона; чешско-польско-немецкое ополчение – а также (что серьёзней!) тевтонцы, тамплиеры и госпитальеры. Общую численность этой сборной оценивают в двадцать пять-тридцать – а то и шестьдесят тысяч… Вдобавок Генрих ожидал подхода чешского короля Вацлава I – тот действительно выступит с пятидесятитысячным войском – но опоздает буквально на один суточный переход).

…У Байдара, который располагал, от силы, двумя десятками тысяч воинов, особого выбора не было – только бить врагов быстро и по частям!.. 9 апреля монголы встретят Генриха вблизи местечка Легнице… лёгкая кавалерия ордынцев покажется противнику – и начнёт отступать. Азартные рыцари устремятся в погоню – и будут отрезаны от своей пехоты дымовой завесой. (Что именно жгли коварные азиаты – и как им вообще удалось провернуть такой трюк посреди вражеского расположения – остаётся вопросом дискуссионным).

…Так или иначе – кавалерия Генриха окажется под нещадным огнём лучников (а судя по некоторым источникам – и артиллерии) – после чего придёт в полное расстройство; затем на рыцарей обрушится тяжёлая монгольская конница!.. Именно её,  внезапно возникшую из клубов дыма и пыли, обнаружат перед собой силезские пехотинцы – после чего, натурально, разбегутся в ужасе… (Согласно источникам, для пущего эффекта монголы вопили: «Спасайся!»… причём – по-польски. Хм…) Так или иначе, воинство Генриха будет разгромлено, а сам Благочестивый сложит голову на поле боя – победители насадят её на копьё, и привезут к воротам Легнице. (Как говорят, короля опознали по шести пальцам на ноге – остаётся отдать должное информированности и педантизму монголов. Город, к слову, не сдастся).



P.S. …Вскоре французский король Людовик IX получит паническое письмо от регионального магистра храмовников Понса де Обона: «Доводим до сведения вашего Высочества, что татары разорили и опустошили землю, принадлежавшую Генриху, герцогу Полонии, а его самого, вместе со многими баронами, и шестерых из наших братьев …и пятьсот наших людей умертвили.  И разрушили они две лучших башни и три поселения, какие мы имели в Полонии; а всё, что мы имели в Богемии и Моравии, они разрушили совершенно. И мы опасаемся, как бы то же не случилось в немецких областях. И знайте, что все бароны Германии …приняли крест, чтобы идти против татар. И если случится, как нам говорили наши братья, что по соизволению Божию, эти будут побеждены, то до самой нашей земли не найдётся никого, кто бы мог им противостоять». Действительно – в тот момент Байдар стоял у Майсена, на самой границе Священной Римской империи – однако, получив послание Батыя, он развернётся и двинется на помощь старшему по званию – через Венгрию, традиционно опустошая всё на своём пути… Впрочем, это – совсем другая история.