На днях мы вспоминали «Западный поход Батыя»… так вот – 11 апреля 1241 года произошла битва на реке Шайо (называемой также Слана), в которой Батый и Субэдэй разгромили превосходящую армию венгерского короля Бэлы IV и хорватского герцога Коломана – собственно, не разгромили, а практически уничтожили… В наших учебниках принято повторять, вслед за Пушкиным, что российские « …необозримые равнины поглотили силу монголов, и остановили нашествие на самом краю Европы – варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Русь, и возвратились в степи своего востока», – но в данном случае наше всё не то лукавит, не то заблуждается!.. Ордынцы размашисто прошлись по этой самой Европе – причём есть веские основания полагать, что наши принимали в походе самое деятельное участие… Впрочем – по порядку.
(Для начала, ещё раз констатируем – русские князья совершенно никого не собирались «останавливать на краю Европы», а ордынцы отнюдь не опасались за свой тыл. Более того – сохранился удивительный совет, якобы данный Батыю пленным командиром князя Даниила Галицкого: «Не задерживайся в земле этой долго, время тебе на угров уже идти!» Заметим – одновременно сын Даниила безуспешно сватается к дочери Бэлы... в общем – всё непросто…)
…Как мы помним, формальным поводом для первого столкновения Руси с Ордой на Калке послужила крайняя неприязнь монголов к половцам – в данном случае ситуация повторится: те прибились под покровительство Бэлы, Батый потребует их выдачи!.. (Неутомимое преследование половцев – вообще какой-то идефикс чингизидов). Правда, ко времени, о котором идёт речь, венгры успеют прирезать половецкого хана Котяна, а его подданные выйдут из королевского повиновения – но сути дела это не изменит…
…Итак – монголы двинутся тремя армиями. «Северная» группа зачистит территорию от Балтики до Карпат; возьмёт Люблин, Сандомир, Краков – и, за два дня до описываемых событий, учинит польско-немецкому войску недавно нами упомянутый феерический разгром при Легнице. Батый и Субэдэй пройдут перевалами – и двинутся на Пешт.
…Надо сказать (в очередной раз разрывая исторический шаблон) – войско Бэлы существенно превосходило силы захватчиков – по иным источникам, вдвое: шестьдесят тысяч против тридцати). Потому венгерский король хладнокровно двинется навстречу неприятелю. По стечению обстоятельств, передовым ордынским отрядом командовал лично Батый – и, показавшись венграм, он отступает в течение целой недели – в то время как на соединение спешат главные силы Субэдэя.
В конечном счёте, противники оказываются по разным сторонам реки Шайо – причём венгры сооружают в долине укреплённый лагерь, и берут под контроль единственный мост; после чего, утомлённые долгим преследованием, располагаются на ночлег – в то время как монголы бодрствуют и разрабатывают план нападения...
…Претворяться в жизнь он начал ещё до рассвета: сначала ордынцы втихую устраняют венгерскую охрану на мосту – а затем обрушивают на вражеский лагерь всю мощь своих осадных орудий!.. Источники говорят о каменных ядрах, пороховых бомбах, горшках с горящей нефтью, петардах… ясно одно – пробуждение Бэлы вышло неприятным, а в его временной крепости воцарятся беспорядок и паника – не говоря уж о потерях, которые при такой скученности, несомненно, были велики…
Одновременно с артподготовкой начинается атака моста – завязывается бой; но, кое-как придя в себя, венгры обнаруживают – это, скорее, отвлекающий манёвр!.. На самом деле, хитрый Субэдэй загодя и незаметно переправил бо́льшую часть войска в отдалении – и теперь ордынцы заходят во фланг и тыл, осыпая и без того основательно разгромленный лагерь тучами стрел!..
…Воинство Бэлы пришло в полное расстройство – но пока ещё венгры могут отбиваться, прикрывшись возами (не будем забывать и о двукратном перевесе). Впрочем, монголы продолжают свои коварные штучки – неожиданно в их кольце обнаруживается довольно широкий просвет… нечего и говорить, что противник доверчиво в него кинется, надеясь то ли сменить позицию и продолжить бой – то ли банально унести ноги… Вот тогда-то и начнётся преследование – и настоящая резня… венгерская армия будет перебита, практически, в полном составе… правда, король сбежит к австрийскому герцогу – вместе с казной, чтобы было чем заплатить за гостеприимство…
P.S. …Ордынцы займут Пешт, двинутся дальше, разоряя Венгрию, Далмацию и Хорватию, дойдут до Адриатики – и выйдут на границы Священной Римской империи. Перед ними лежали Вена и Рим!.. Император Фридрих II воззовёт: «Время пробудиться от сна, открыть глаза духовные и телесные. Уже секира лежит при дереве, и по всему свету разносится весть о враге, который грозит гибелью целому христианству. Уже давно мы слышали о нём, но считали опасность отдаленною, когда между ним и нами находилось столько храбрых народов и князей. Но теперь, когда одни из этих князей погибли, а другие обращены в рабство, теперь пришла наша очередь стать оплотом христианству против свирепого неприятеля!»
P.P.S. …Однако, гроза рассеется само собой – в начале следующего года монголы без всяких видимых причин двинутся восвояси. Причина, конечно, была (если не считать фантастической версии, что они испугались) – в декабре умер сын Чингиза, Угэдэй; предстояли выборы верховного хана… Впрочем, это – совсем другая история.