11 апреля 2022

Авиация в Бразилии

Альберто Сантос-Дюмон: бразильский пионер авиации

Братья Райт обычно считаются изобретателями полета, но в Бразилии именно  их  соотечественник, Альберто Сантос-Дюмон,  широко известен как «отец авиации». 

1383699_800.jpg

Полет Santos-Dumont 14-bis на обложке Le Petit Journal, 25 ноября 1906 г.

Кем был Альберто Сантос-Дюмон?

Альберто Сантос-Дюмон родился в 1873 году в семье богатого бразильского кофейного магната. С раннего детства Сантос очень любил механические вещи. Он водил локомотивы фермы, наблюдал за кофемашинами на плантации и ремонтировал их еще ребенком. По ночам он погружался в вымышленные приключения Жюля Верна. Рассказы Верна пробудили в нем желание покорить воздух, и он начал придумывать и строить небольшие механические устройства, такие как воздушные змеи и небольшие самолеты, приводимые в движение пропеллером, со скрученными резиновыми пружинами.

1384095_original.jpg

Когда ему было 15 лет, Сантос совершил  свой первый полет с участием человека в Сан-Паулу, где воздухоплаватель поднялся на сферическом воздушном шаре и спрыгнул с парашютом.

Десять лет спустя Сантос совершил свой  первый подъем  на арендованном воздушном шаре. В последующие месяцы Сантос начал делать свои собственные воздушные шары. Первый имел всего 6 метров в диаметре и весил всего 27 килограммов. Это был самый маленький  воздушный шар когда-либо построенный до того времени, но он совершил более двухсот полетов.

Когда Сантос стал немного старше, он обратил свое внимание на дирижабли, заменив тяжелые электродвигатели легким двигателем внутреннего сгорания мощностью 3,5 лошадиных силы — впервые в аэронавтике. Дирижабль Сантоса был огромным прорывом, способным развивать скорость более 10 миль в час. Он совершил несколько  полетов на своих летательных аппаратах, за что получил престижную немецкую премию.

1384307_1000.jpg

Дирижабль, спроектированный Альберто Сантос-Дюмоном.

В 1906 году Сантос-Дюмон услышал о полете братьев Райт и решил, что тоже хочет построить самолет.

В результате получился чамолет «14-бис», похожий на нагромождение воздушных змеев. Самолет был 4 метра в высоту, 10 метров в длину и имел размах 12 метров. Весил он почти двести килограммов. Крылья крепились к балке, перед которой лежал руль направления, состоящий из ячеек, идентичных ячейкам крыльев. В задней части находился воздушный винт, приводимый в действие двигателем Antoinette мощностью 50 лошадиных сил, который был установлен в крайней задней части фюзеляжа. Весь самолет был построен из бамбука и сосны, соединенных алюминиевыми раструбами, и обтянут японским шелком.

13 сентября «14-бис» совершил 7-метровый испытательный полет. 23 октября Сантос-Дюмон предпринял еще одну попытку, на этот раз совершив полет на 60 метров. Полет происходил исключительно собственными средствами самолета без использования встречного ветра, а также с использованием аппарелей, катапульт, наклонов или других устройств, и на тот момент это было первое подобное достижение. 

12 ноября он установил первый авиационный рекорд в Европе, пролетев 220 метров за 21 секунду в сопровождении членов Аэроклуба Франции. Это принесло Сантосу Дюмону приз в размере 1500 франков за первый полет в Европе на высоту более 100 метров. За полетом  наблюдали официальные лица, которые впоследствии стали  «Международной авиационной федерацией».( хранитель авиационных записей).  Ему приписывают первый полет с двигателем в Европе. 

Сантос-Дюмон в последний раз летал на «14-бис» 4 апреля 1907 года, прежде чем он разбился и рассыпался  на части.

1384474_800.jpg

Сантос-Дюмон 14-бис летит перед публикой 23 октября 1906 года.

Сантос-Дюмон отказался от проекта «14-бис»  и обратился к монопланам. Его самое успешное творение, « Демуазель », было способно развивать скорость до 90 километров в час. К тому времени, когда братья Райт обнародовали свое изобретение, в 1908 году, Сантос-Дюмон уже вышел на пенсию и отошел от событий, возможно, из-за своего слабого здоровья. Когда разразилась Первая мировая война, и Сантос-Дюмон увидел, насколько жестокими стали воздушные бои, его сердце разбилось, когда он увидел, как его мечта превращается в кошмар. Когда его здоровье ухудшилось, Сантос-Дюмон вернулся в Бразилию, в 1915 году. Он умер в 1932 году.

1384709_800.jpg

Сантос-Дюмон-Демуазель.

Дело Альберто Сантос-Дюмона

Многие бразильцы считают, что первым полет совершил Альберто Сантос-Дюмон, а не братья Райт, потому что 14-бис Сантос-Дюмона мог взлетать без посторонней помощи с земли, в то время как изобретение брата Райт нужно было катапультировать от земли. Используя пусковые рельсы, Райты смогли сократить значительное расстояние, необходимое для набора скорости для взлета, что позволило запускать их с неблагоприятных площадок. Кроме того, поручни удерживали самолет в правильном направлении до тех пор, пока воздух не протекал над рулевыми поверхностями достаточно быстро, чтобы дать пилоту адекватный контроль. Оторвавшись от земли, самолеты Райтов превосходно вели себя в воздухе, летая значительно выше большинства верхушек деревьев и совершая полеты на десятки миль. «14-бис»  мог взлетать с ровных поверхностей, но летел над головами зрителей. 

Стоит отметить, что 31 декабря 1908 года Уилбур Райт совершил рекордный полет, проведя в воздухе 2 часа 18 минут и 33 секунды, выиграв заветный «Coupe de Michelin». Принимая во внимание, что за всю свою летную карьеру Сантос-Дюмон ни разу не оставался в воздухе ни на одном из своих самолетов более 15 минут.

1384991_800.jpg

Santos-Dumont 14-bis движется по улице, вероятно, в Багатель, Франция, в начале сентября 1905 года, перед попыткой полета.

Еще один аргумент, который бразильцы приводят для дискредитации братьев Райт, заключается в том, что они всегда проводили испытания тайно и в укромных местах, поэтому даты их испытаний не могут быть проверены. 

Сантос-Дюмон, с другой стороны, был намного более открытым , чем братья Райт, и делал все показательно . Эти настроения против братьев Райт были распространены в Европе с самого начала. Европейские газеты, особенно французские, откровенно иронизировали, называя их блефёрами (bluffers). Парижское издание « Нью-Йорк Геральд» писало в редакционной статье от 10 февраля 1906 года: 

«Райты летали или не летали. У них есть машина или нет. На самом деле они либо летуны, либо лжецы. Летать трудно. Легко сказать: «Мы прилетели».

Столкнувшись с растущим скептицизмом, братья Райт организовали свой первый публичный полет в Европе в 1908 году на ипподроме Юнодьер недалеко от города Ле-Ман во Франции. Полет Уилбура длился всего 1 минуту 45 секунд, но его способность без особых усилий выполнять вираж и летать по кругу поразила и ошеломила зрителей, в том числе нескольких первых французских авиаторов. В последующие дни Уилбур совершил серию технически сложных полетов, в том числе «восьмерку», продемонстрировав свои навыки пилота и возможности своего летательного аппарата, которые намного превосходили возможности всех других новаторских самолетов и пилотов того времени.

Французская публика была в восторге от подвигов Уилбура и тысячами стекалась на поле , а братья Райт мгновенно стали всемирно известными. Те, кто сомневался в братьях Райт, принесли свои извинения. Эрнест архидиакон, основатель «Aéro-Club de France», который публично осуждао  претензии братьев, признал, что поступил с ними несправедливо.

Хотя Сантос-Дюмон остается важным участником разработки как самолетов легче воздуха, так и самолетов тяжелее воздуха, он не был первым, кто разработал и управлял практичным самолетом. 

Однако в знак признания его достижений Аэроклуб Франции почтил его сооружением двух памятников:

первый, установленный в 1910 году на игровом поле Багатель, где он летал на «14-бис» , 

а второй, в 1913 году, в Сен-Клу, в ознаменование полета дирижабля № 6, произошедшего в 1901 году. 

На протяжении всей его карьеры изображение Сантос-Дюмона печаталось на продуктах, тиражировались его панама и воротник, его воздушные шары превращались в игрушки, а кондитеры отдали ему дань уважения сигарообразными пирожными. После его смерти в 1932 году город Пальмира в штате Минас-Жерайс был переименован в Сантос-Дюмон, а в 1936 году — в Рио-де-Жанейро.