07 апреля 2022

USB мог быть треугольным, или Почему интерфейс так глупо спроектирован

Эпоху компьютеров и мобильной техники можно условно разделить на период до и после появления USB. Этот стандарт стал олицетворением эволюции интерфейсов подключения периферийных устройств к компьютеру, но его нельзя назвать идеальным даже сейчас, хотя USB Type-C исправил многие проблемы. Если углубляться в историю разработки USB, выяснять различия между всеми спецификациями и описывать всевозможные разновидности портов и коннекторов, на всё это не хватит и лекции. Эта статья призвана лаконично ответить на вопрос — почему интерфейс, задумывавшийся как эталонный стандарт, в итоге получился не совсем таким. И почему его не сделали треугольным, хотя рассматривали такой вариант.

Зачем вообще придумали USB

USB представили в 1994–1996 годах, и для понимания причины его разработки (и вообще того, почему он совершил революцию в компьютерном мире) нужно погрузиться в особенности того времени. Компьютеры были не настолько дружелюбными для пользователей, как сейчас, смартфонов ещё не было в массовой продаже, но одновременно с этим эпоха персональных компьютеров развивалась семимильными шагами — в том числе появлялись новые устройства, которые нужно было подключать к компьютеру.

Окунувшись в то время, причины появления USB становятся очевидными.

  • Чтобы унифицировать всю внешнюю периферию
    Раньше, грубо говоря, каждый тип периферийных устройств подключался по своему интерфейсу: мышки и клавиатуры использовали PS/2, принтеры и сканеры подключались по параллельному порту, геймпады и музыкальные оборудования задействовали игровой порт и так далее. В то время был остро необходим универсальный порт, ведь кроме уже существующих интерфейсов постоянно появлялись другие (с появлением новых устройств).

  • Чтобы подключать мобильный телефон к компьютеру
    Хотя мобильные устройства тогда были не настолько популярными, как сейчас, они появлялись у людей стремительными темпами. Тогда же и оказалось, что ни один из имеющихся интерфейсов не подходит для того, чтобы передавать данные с телефона на компьютер.

  • Чтобы упростить обычным людям использование устройств
    Существующие тогда интерфейсы были крайне простыми для разработчиков, но они чаще всего не позволяли просто вставить периферию в нужный порт, чтобы она заработала. К тому же стандарты того времени не были пригодны к горячей замене, то есть не позволяли подключать и отключать устройства при работающей системе — компьютер приходилось выключать.

Почему USB не стал треугольным

Помимо всех вышеописанных недостатков старых стандартов, был ещё один косвенный изъян — большинство из них нельзя вставить вслепую, приходилось смотреть на порт и в прямом смысле целиться, заранее убедившись в правильном развороте коннектора. Понимая это, USB хотели сделать другим, чтобы периферия вставлялась в порт не глядя.

Когда USB только проектировался, одной из идей было создание треугольного интерфейса. Но от этого в итоге отказались, поскольку такая конструкция усложняла слепое подключение и к тому же могла вынуждать по два раза переворачивать коннектор, чтобы вставить его правильной стороной (вспомните, с какого раза иногда вставляется правильно даже двусторонний USB-A — а если бы сторон было три...).

Почему USB нельзя было подключать любой стороной

Обычный USB типа «А» может подключаться только одной стороной — поскольку внешне люди не всегда вспоминают, что нужно определить «верх» и «низ», коннекторы часто вставляются неправильно. В интернете полно недовольств на эту тему, где люди часто называют изобретателей USB недальновидными, а их разработку попросту глупой. Но на деле это не так.

1.gif

Главной целью создания USB было прежде всего избавление от огромного «зоопарка» отличающихся друг от друга интерфейсов — новая разработка должна была заменить их все и быть максимально дешёвой для производителей. Если бы в те годы решили выпускать всесторонний порт, каким сейчас является USB Type-C, стоимость и сложность производства устройств с этим интерфейсом существенно возросла бы.

К тому же в то время подключать и отключать периферию (то есть сталкиваться с проблемой подключения провода не той стороной) нужно было не так уж и часто, тогда популярность смартфонов, портативных музыкальных плееров и переносных накопителей была крайне низка. Практически во всех случаях пользователи единожды подключали условную мышку, клавиатуру или принтер и не трогали их месяцами.

Более того, обычный прямоугольный USB был не хуже уже существующих тогда интерфейсов, даже несмотря на свою одностороннюю прямоугольную конструкцию. Стоит вспомнить хотя бы круговой порт PS/2, коннектором для которого нужно что ни на есть целиться в разъём, ведь внутри кругового порта контакты должны правильно совпасть с выемками.

2560px-ps2_keyboard_and_mouse_jacks.jpg_

Исходя из всего этого, можно с уверенностью заявить: прямоугольный USB стал лучшим воплощением того, что можно было реализовать в годы его появления.