Журналист и создатель профсоюзов
Лев Семёнович Сосновский родился в 1886 году в Оренбурге. Происходил он из еврейской семьи. Мальчик учился в гимназии, параллельно помогая отцу в его адвокатской конторе.
В начале 1900-х годов Лев перебрался из Оренбурга в Самару. Его журналистские способности, раскрытые ещё во время учёбы в гимназии, пригодились местным социал-демократам. И вскоре Сосновский начал посещать их кружок. При этом официально к партии он так и не примкнул. Лев читал статьи Владимира Ленина в «Искре», всё больше проникаясь революционными идеями. Позже Сосновский сумел попасть на закрытое собрание нелегальной партии большевиков. И вскоре стал одним из них.
В 1905 году во время Первой русской революции Сосновский был направлен большевиками в Златоуст на партийную работу. Однако вскоре он покинул город. Сменив несколько населённых пунктов, Лев пришёл к выводу, что ему необходимо понять, как живут люди в других странах. Во время своего путешествия Сосновский побывал в Турции, Алжире, некоторых европейских странах. Он, как настоящий эмигрант, брался за любую работу, пытаясь раздобыть денег на пропитание. Дольше всего Сосновский задержался в Париже. Он посещал библиотеки, собрания профсоюзов и лекции на самые разнообразные темы.
В конце 1900-х годов Сосновский вернулся в Россию и обосновался в Ташкенте. Он трудился наборщиком в местной газете «Туркестанский курьер», продвигая в массы идею профсоюза. А затем сумел организовать союз печатников издания. Набравшись опыта, Лев переехал в Москву. Здесь он организовал профсоюз московских текстильщиков и кожевников. Бурная деятельность Сосновского, конечно, не могла остаться незамеченной. В 1909 году его арестовали, после чего отправили в армию. Однако вскоре Лев сумел откупиться. Поскитавшись по уездным городкам, в 1913 году он вернулся в Москву и устроился на работу в газету «Правда», одновременно создав рабочий журнал «Вопросы страхования». Но вскоре Льва повторно арестовали и отправили в ссылку в Челябинск.
Большевик не потерялся на новом месте. Он начал распространять «Правду» среди рабочих, собрал штат сотрудников и стал довольно популярным в городе. Однако после окончания срока ссылки Сосновский перебрался в Екатеринбург. И вскоре пополнил ряды местных губернского и городского комитетов РСДРП. А посте Октябрьской революции стал депутатом Учредительного собрания от Пермской губернии. И эта должность позволила ему перебраться в Петроград.
«Барометр бедноты»
Смена власти в стране открыла для Сосновского многочисленные возможности. И он ими воспользовался. Начиная с 1917 года он параллельно находился на нескольких должностях: являлся членом Президиума ВЦИК, председателем Харьковского губкома КП (б) У, возглавлял агитпропом ЦК РКП (б) и так далее. Но всё равно, несмотря на занятость, Сосновский не забывал о журналистской деятельности. Он успел побывать редактором «Красной газеты» и издания «Гудок», которое при нём стало выпускаться ежедневно. Кроме того, Лев Семёнович возглавлял газету «Беднота», которая издавалась для крестьян. При Сосновском тираж издания достиг своего пика — 750 тыс. экземпляров. Востребованность газеты объяснялось тем, что многие из её авторов были крестьянами. И они в каждом номере писали о своих насущных проблемах. А многочисленные письма из «народа» публиковались в специальной рубрике — «Барометр бедноты».
В 1920 году среди большевиков наметился раскол. Началась конкуренция между Львом Троцким и Иосифом Сталиным. В том конфликте Сосновский выбрал сторону первого. И принялся критиковать линию партии из-за удручающего экономического положения страны. В статьях он делал упор на продразвёрстку, отягощающую жизнь простых крестьян.
Осенью 1923 года Лев Семёнович вошёл в число тех недовольных партийных деятелей, которые оставили подпись под «Заявлением 46-ти». И примкнул к Левой оппозиции. Реакция властей последовала быстро. Уже в следующем году Сосновский лишился должности редактора «Бедноты», теперь работая исключительно на «Правду» в качестве рядового сотрудника. Но жёсткие меры не изменили позиции оппозиционера. Он по-прежнему оставался противником генеральной линии партии. И поэтому его записали в категорию «неисправимых». После чего Сосновский как троцкист был исключён из партии. А в 1928 году его отправили в ссылку в Барнаул. Однако представителям власти этого показалось мало. Вскоре Льва Семёновича вновь арестовали и отправили в тюрьму на три года. Произошло это из-за непрекращающейся критики политики Сталина.
Сначала Сосновского определили в Челябинский политизолятор. Однако там он быстро освоился и вместе с другими заключёнными начал издавать журнал «Правда за решёткой». Как только об этом стало известно, Льва Семёновича перевели в политизолятор в Томске. А следом был продлён срок тюремного заключения.
Осознавая, что шутки уже закончились, Сосновский попытался реабилитироваться в глазах Сталина. Он отрёкся от оппозиции и покаялся. И это сработало. Его освободили из-под стражи, вернули в Москву и дали работу в редколлегии газеты «Социалистическое земледелие». Кроме того, Сосновский стал публиковать фельетоны в «Известиях». А в 1935 году был восстановлен партии. Казалось, жизнь наладилась. Опальному большевику дали второй шанс начать жизнь с чистого листа.
Но это было лишь затишье перед бурей. Уже осенью 1936 года Льва Семёновича арестовали. Его обвинили в причастности к антисоветской троцкистской организации. И Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Сосновского к высшей мере наказания. 3 июля 1937 года «неисправимый» оппозиционер был расстрелян. А в 1941 году печальная участь постигла и его жену — Ольгу Даниловну. Тогда же был арестован и старший сын пары. В лагерях Владимир Львович находился до конца 1953 года.
Лев Сосновский был посмертно реабилитирован в 1958 году.