10 апреля 2023

Премьера дня: балет "Болт"

8 апреля 1931 года в Ленинградском Академическом театре оперы и балета (бывшем Мариинском) состоялась премьера балета на производственную тему Болт на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Фёдора Лопухова.




Либретто рассказывало о пьянице и прогульщике Леньке Гульбе, которого выгнали с завода. Тот в отместку подговорил подростка подложить болт в главную машину и во вредительстве заподозрили бригадира ударной бригады Бориса. Такой несправедливости не стерпела чистая душа подростка, и он рассказал правду. Истина восторжествовала, порок был наказан, а для завода была куплена новая машина. В финальной сцене все отрицательные персонажи исчезают, а положительные танцуют вокруг новой машины.

Эскизы костюмов готовила художник Татьяна Бруни


Прогульщик


Пьяница


Бюллетенщик


Летун

Балет – произведение 25-летнего нервного юноши с большим опытом работы в качестве тапера и гораздо меньшим прослушивания своих собственных вещей в живом исполнении. На вид Болт – вполне себе сатирическая советская обличительная драма: в ней есть танцы бюрократа, карьериста, даже ломового извозчика, есть какой-никакой производственный сюжет. Но по сути – это музыка, собранная из обломков той самой революции, которой в свою очередь разломали на куски другое искусство, более тонкое и сложное.


Репетиция танца Буденновцы из III акта балета Болт Дмитрия Шостаковича. 1931 год

Премьера нового балета вызвала шквал негодования в прессе. Болт заклеймили, углядев в нём пасквиль на нашу действительность, на советский рабочий классЛенинградская правда гневалась: Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию. Танец красноармейцев (скачка на венских стульях) – издевка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию... Постановку все ругали, музыку же хвалили. Причём справедливо, отмечая её танцевальность, театральность, мелодичность, эмоциональность, блестящую оркестровку.

Но пресса и критика будут завтра, а сегодня на квартире Шостаковичей весело отмечали премьеру балета


Вечеринка в квартире Шостаковичей после премьеры балета Болт 8 апреля 1931 года.
Стоят слева направо: мать композитора Софья Васильевна Шостакович, Виппер, фаготист из оркестра театра Владимир Халип.
Сидят: Ирина Дерзаева (жена Ивана Соллертинского), балерина Вера Костровицкая, кинорежиссер Лео Арнштам, Михаил Зощенко, сестра Зоя Шостакович, композиторы Юрий Шапорин и Никита Богословский, балерины Елена Чикваидзе и Лидия Дорфман, Г.И. Белозор (знакомая семьи), сценарист Виктор Смирнов, сестра Мария Шостакович, балерина Галина Уланова.
Сидят на полу: неустановленное лицо, Е.И. Долинская, М.М. Сотников, балерина Татьяна Вечеслова, Дмитрий Шостакович, Всеволод Фредерикс, неустановленное лицо, солист балета Михаил Михайлов, музыковед Иван Соллертинский.
Подпись составлена на основании заметок сестры композитора Марии Шостакович, сделанных на обороте фотографии.


Дмитрий Шостакович и Татьяна Вечеслова

Ленинградская премьера стала первым и последним представлением балета Дмитрия Шостаковича Болт. Вскоре объявленные спектакли были отменены, балет снят с репертуара для радикальной переработки. Но больше он на сцене не появился вплоть до февраля 2005 года, когда была поставлена новая современная версия в редакции Алексея Ратманского в Большом театре Москвы.