05 апреля 2022

Монеты Древней Руси в Ирландии


Кто бы мог подумать, но след Древней Руси не так давно был найден за тысячи километров, далеко на Северо-Западе - в Ирландии. И сейчас вообще нет никаких сомнений, что речь идет именно о древнерусских артефактах. Но давайте обо всем поподробнее.


Летом 2020 года на Ирландию обрушились сильные ливни. В Гланмире, недалеко от города Корк край одного из оврагов оказался размыт. Это позволило местному археологу-любителю Роберту Карли обнаружить древний клад монет. Вот как он сам рассказывает о находке:

"Эти монеты были обнаружены на краю оврага, когда часть его рассыпалась после сильного дождя. Так как я трачу много времени на обнаружение металла и живу недалеко от этого места (Гланмайр), я решил отправиться туда на поиски сокровищ в выходные дни. Я нашел монеты в кожаном кошельке; в основном, там остались только фрагменты. Других находок, кроме монет, там не было, и я тщательно изучил каждый уголок и каждую щель. Сначала я не мог определить происхождение монет, но когда я это сделал, я понял, что находка была уникальной. Каждый любитель металлодетекторов мечтал бы найти что-то подобное. Я хотел бы поделиться своим счастьем с другими и показать, что Ирландия богата ценными находками. Все, что вам нужно сделать, это искать их."


Монеты оказались так называемыми "златниками" Древней Руси. Находка датируется X веком, это наиболее древние монеты другой страны, найденные на территории Ирландии. Примечательно, что это были очень редкие монеты. Свои монеты в те времена чеканили только князья Владимир Святославович и Ярослав Владимирович и в очень небольших количествах. Эти монеты не играли сколько-нибудь значительной роли в экономике страны, так как были главным образом символом власти нынешнего правителя. В основном хождение тогда имели византийские и арабские монеты, т.к. из-за отсутствия собственных рудников массовая чеканка собственных монет была невозможна.


Еще одно подтверждение происхождения монет и правильности их датировки - изображение трезубца на монетах. Трезубец как тамга Рюриковичей появляется только при князе Владимире. До этого родовой тамгой у всех Рюриковичей был двузубец:


Как эти монеты могли оказаться так далеко? Как раз при князе Владимире на Руси начинает появляться много выходцев из Норвегии. Это может быть связано с загадкой происхождения матери князя, о которой я писал вот тут. Это всего лишь гипотеза, но присутствие выходцев из Скандинавии - это факт. Как мы знаем, норвежцы в те времена пытались обосноваться в том числе и в Ирландии. Ученые считают, что варяг-скандинав получил данные монеты как плату за свою службу и отправился домой, позже оказавшись в Ирландии. Монеты он зарыл уходя в очередной поход, но так и не вернулся домой...


Илья Duke: