Флорентийский хронист Джованни Виллани называл «отцом кондотьеров» Рожера Флорского — предводителя каталонских наёмников в Византии. С этой оценкой более или менее согласны многие современные историки. Однако история Великой каталонской компании не сводится к одной только истории Рожера — она гораздо протяжённее по времени и весьма богата на события. После смерти лидера компании, казалось, пришёл конец, однако в битве при Апросе наёмники показали, что их рано списывать со счетов.
Греция между Анжу и Арагоном
После падения Византийской империи в 1204 году на её месте образовалось множество государств, в совокупности составивших так называемую Латинскую Романию. Крупнейшими из них были Латинская и Никейская империи, чьи территории располагались преимущественно в Малой Азии. На материковой и островной Греции в XIII–XIV веках существовало множество совсем небольших княжеств, в которых правили династии французского и итальянского происхождения.
Реставрация Византийской империи в 1261 году лишь немного изменила эту ситуацию. Ромеи постепенно восстанавливали своё влияние, но в последней трети XIII столетия в судьбу Балканского полуострова вмешался новый серьёзный фактор. 29 марта 1282 года сицилийцы подняли восстание против Анжуйской династии Капетингов, получившее название Сицилийская вечерня. Это событие означало изгнание французского рода Анжу с богатого острова. Новой доминирующей силой в Средиземноморье становилось королевство Арагон, владения которого включали и область Каталония.
Противостояние династий Анжу и Арагона на Сицилии продолжалось до 1302 года и вышло далеко за пределы острова. Интересы обеих династий простирались на восток, в Романию, где сконцентрировались как их отдельные владения, так и торговые интересы. Представители разветвлённой Анжуйской династии стремились захватить Балканы и прилегающие острова, а арагонско-сицилийские короли пытались им помешать. В результате в начале XIV века Балканский полуостров превратился в арену ожесточённого соперничества нескольких крупных игроков. В первую очередь это было Неаполитанское королевство во главе с Анжуйской династией, поддерживаемое Францией. Вторым игроком выступал Арагон с его средиземноморской империей. Третью силу представляла Византия, которая преследовала собственные интересы, лавируя между католическими державами на Западе и мусульманами на Востоке, которые также играли не последнюю роль. Среди мусульманских государств Малой Азии следует выделить бурно растущее государство Османов, с 1299 года носивших титул султанов. Им противостояло несколько не столь удачливых турецких бейликов (княжеств).
Рожер де Флор и рождение Каталонской компании
Основатель и первый предводитель компании каталонских наёмников был по происхождению немцем. Возможно, его фамильным именем было Блюм, что передавалось по-каталански «Флор» — «цветок». Отец Рожера служил сокольничим у императора Фридриха II Гогенштауфена, а мать была итальянкой, дочерью горожанина из Бриндизи. Поскольку отец Рожера погиб, когда тот был ещё совсем юным, мальчику пришлось поступить на службу на корабль тамплиеров. Вскоре он набрался опыта в морском деле, вступил в орден и стал капитаном одного из судов.
Корабль Рожера Флорского был среди тех, на которые грузились со своим имуществом последние христианские беженцы из осаждённой египетским султаном в 1291 году Акры. Приобретённые в этой операции богатства могли сделать Рожера богачом, но орденское начальство оборвало его успешную военно-морскую карьеру. Спасаясь от ареста, он бежал в Геную, где снарядил собственную галеру и поступил с ней на службу к арагонцам. Со временем Рожер стал вице-адмиралом сицилийского флота на службе у короля Федериго II.
В 1302 году анжуйцы и Арагонская династия заключили в Кальтабеллотте мир, который означал для Рожера безработицу. Буйный тамплиер-расстрига и его команда представляли опасность для внутренней безопасности Сицилийского королевства. Вероятно, именно по этой причине Федериго предложил Рожеру поступить на службу сперва к Карлу Валуа, французскому претенденту на константинопольский трон, а затем к его противнику, византийскому императору Андронику II Палеологу. Рожер направил к императору посланцев, и вскоре стороны достигли соглашения. Император приобретал сильный отряд численностью 6500 солдат, преимущественно каталонского происхождения, в основном альмогаваров. К тому времени каталонцы уже были известны в Византии как опытные воины.
Рожер и его солдаты поступили на службу на собственных условиях, зафиксированных в греческой хронике Пахимера и каталанской хронике Мунтанера. Договор с Андроником II в 1303 году следует считать началом истории Великой каталонской компании. Согласно этому документу, предводитель наёмников должен был получить титул великого дуки и руку императорской племянницы. Его людям полагалась двойная оплата, при этом около 20 000 иперпиров — плата за четыре месяца — выплачивались вперёд. Эти средства император раздобыл у генуэзских купцов из константинопольского предместья Пера.
Первые операции Каталонской компании
Каталонцы отплыли из Мессины на 35 кораблях, куда не поместились лошади. Наёмники разграбили остров Корфу (Керкира), принадлежавший династии Анжу, а затем поплыли вокруг полуострова Пелопоннес. В греческом порту Монемвасия их ждали посланцы императора Андроника. В сентябре 1303 года отряды наёмников прибыли в византийскую столицу. Чтобы предотвратить опасное брожение, Андроник немедленно выплатил солдатам жалование и выполнил прочие обещания.
Рожер де Флор вступил в брак с племянницей императора Марией, дочерью болгарского царя Ивана Асеня. На момент замужества ей было около 16 лет, и, по словам каталонского хрониста Рамона Мунтанера, это была «одна из красивейших и учёнейших дев во всём мире». Титул великого дуки Рожер вскоре уступил своему соратнику Беренгуэру д’Энтенце, а сам получил от императора гораздо более высокий титул кесаря.
В это время старая византийская система акритов — пограничных военных поселенцев — претерпевала кризис. Императоры, занятые отвоеванием балканских владений, пренебрегали восточной границей, и её защита пришла в упадок. Между тем к началу XIV века опасность с Востока ощущалась всё сильнее и сильнее. Византия утратила почти все свои владения в Малой Азии, перешедшие в руки различных турецких беев. Чтобы предотвратить их дальнейший натиск, и были наняты каталонцы.
По всей видимости, первый успех Рожер одержал на острове Хиос у берегов Анатолии: вероятно, каталонцы захватили и разорили его ещё по пути в Константинополь. Перезимовав в Кизике, с апреля по октябрь 1304 года наёмники провели несколько успешных операций против турок. Выступив из городка Артаке (современный Эрдек), каталонцы вместе с контингентами аланов и ромеев разбили отряды бейликов Айдын, Ментеше и других. По сообщению Мунтанера, турки были отброшены к Железным воротам Тавра, где в решающем сражении погибло около 18 000 мусульман. Нависшая над византийскими городами Магнезией и Филадельфией угроза турецкого завоевания миновала.
Кто знает, быть может, дальнейшие действия Каталонской компании против турок привели бы к полному разгрому бейликов, и это могло бы изменить ход истории. Но увы. По словам историка Кеннета Сеттона, «Палеологи не знали, ни как справиться с каталонцами, ни как доверять им». Успехи Рожера де Флора вызвали опасения в правящих кругах Византии. Новоиспечённого кесаря подозревали в самых смелых и коварных планах. Император Михаил IX, сын и соправитель Андроника II, убедил себя в том, что сохранение Рожера с его каталонцами на службе угрожает империи.
Возможно, какие-то основания для опасений и в самом деле были. Действия каталонских наёмников в окрестностях Константинополя нередко сводились к разорению греческих деревень, которые они должны были защищать. В самой столице каталонцы вступили в конфликт с генуэзцами Перы. Ещё большее беспокойство вызывали стычки каталонцев с аланскими наёмниками, которым, как казалось альмогаварам, византийцы платили больше.
Смена командиров
С осени 1304 года каталонцы находились на полуострове Галлиполи, перейдя из азиатской части империи в европейскую. Возможно, наниматели планировали переместить их на западную границу Византии. Рожер запросил больше денег на содержание отряда и получил приглашение во дворец Михаила IX в Адрианополе для переговоров. Там он и был 30 апреля 1305 года убит аланскими солдатами по прямому приказу императора-соправителя. В главных городах страны последовали убийства каталонцев и вообще всех выходцев с Пиренейского полуострова.
Предводители Компании с трудом взяли ситуацию под свой контроль. Теперь им следовало решить, что делать дальше. Вопрос об эвакуации с территории Византийской империи они даже не рассматривали. По словам Уильяма Миллера, смерть предводителя «только сделала каталонцев более отчаянными, а значит, и более опасными».
Новым лидером наёмников стал Беренгуэр д’Энтенца, который вступил в открытую конфронтацию с ромеями. Каталонцы стали совершать набеги на земли возле столицы. Однако вскоре союзные императору генуэзцы захватили д’Энтенцу в плен вместе со всем каталонским флотом. Теперь путь в Италию или Испанию морем был наёмникам заказан. После пленения д’Энтенцы солдаты избрали своим новым капитаном Беренгуэра де Рокафора.
Битва при Апросе
Чтобы завершить разгром каталонских наёмников, армия «младшего» императора Михаила выступила из Адрианополя и направилась в сторону Галлиполи. Узнав об этом, каталонцы решили дать бой и вышли навстречу противнику. По данным источников, только 100 солдат остались охранять лагерь. Встреча двух армий произошла близ небольшого городка Апрос (современный турецкий Кермейян).
Войско каталонцев расположилось на вершине холма, а византийская армия стала у его подножия. При этом именно ромеи выступали в роли нападающих, тогда как каталонцы стояли в обороне. По всей видимости, через шпионов и дезертиров наёмники получали информацию о численности и составе войска противника, однако не эти знания повлияли на выбор ими тактики сражения.
По данным византийского историка Георгия Пахимера, каталонцы разделили армию на четыре части, одна из которых приходилась на союзных турок. Основную баталию в центре составляли пехотинцы и спешившиеся кавалеристы. Турецкие конные стрелки защищали фланги, а небольшой конный отряд каталонцев либо находился в арьергарде, либо распределился среди основной массы пехотинцев.
О построении армии Михаила IX тот же Пахимер сообщает следующее. Византийская армия также была разделена на четыре части, стоявшие одна за другой. Авангард составляла лёгкая кавалерия: аланы и туркополы под командованием болгарина Воссилы. За ними следовала тяжёлая кавалерия: македонская и фракийская конница и всадники из восточных провинций. Третий отряд включал валахов и пехотинцев-телематариев. Император с лучшими кавалеристами находился в арьергарде. Легко заметить, что основу византийской армии составляла кавалерия. План Михаила IX заключался в обстреле рядов противника из луков, массированной атаке тяжёлой кавалерии, прорыве вражеских рядов и завершении разгрома. Основную роль играли всадники, а задача пехотинцев сводилась прежде всего к защите конницы.
Как нередко бывает, реальность пошла вразрез с планами. Конные лучники действительно открыли сражение. Затем вперёд двинулась тяжёлая кавалерия. Выдерживая обстрел и атаку, каталонцы, согласно Пахимеру, «стояли стойко, как твердыни», что можно расценивать как указание на плотный строй пехотинцев. В очередной раз альмогавары продемонстрировали своё умение сражаться против конницы. Атака захлебнулась, и оказавшиеся ненадёжными аланы и туркополы повернули назад, покинув расположение византийского войска. После этого оставшаяся часть армии также устремилась с поля боя. Император-соправитель отчаянно пытался остановить бегущие войска и повернуть их против каталонцев. В какой-то момент он едва не погиб: его лошадь пала, и Михаил спасся только ценой жизни гвардейца, уступившего ему свою.
По данным источников, каталонцы не преследовали бегущих. Мунтанер писал в «Хронике»:
«Итак, мы остались на поле боя всю ночь в полном вооружении. На следующее утро, когда мы полагали, что они снова дадут нам бой, мы не обнаружили ни одной живой души (противника — прим. авт.) на поле боя».
Как заключают современные историки Н. Канеллопулос и И. Лекеа, каталонцы боялись нарушить свой плотный строй и поэтому не преследовали бегущих врагов, превосходивших их числом.
Именно плотность строя пехотинцев и спешившихся всадников была главной составляющей успеха в сражении против кавалеристов. Вторым было умение каталонцев извлекать пользу из особенностей местности, благодаря которому они расположились в более выгодной для обороны позиции. Наконец, следует учесть навыки их пехоты и конницы действовать согласованно или даже совместно. В совокупности эти факторы, как считают исследователи, и обусловили победу каталонцев при Апросе.
После битвы
Одержав победу в сражении, каталонцы оставались в лагере до июня 1307 года, продолжая совершать набеги на византийские деревни и не жалея даже поселенцев знаменитой «горы монахов» — Афона. По словам К. Сеттона, «на какое-то время полуостров Галлиполи стал, если можно так выразиться, независимым каталонским государством, находящимся в состоянии войны с Византийской империей». При этом каталонцы получали подкрепления, и потому численность Великой компании только росла.
Что касается ромеев, то они извлекли из поражения уроки. С одной стороны, для защиты территории империи от набегов они заново укрепили некоторые города. С другой стороны, они стали применять тактику «выжженной земли»: по сообщениям источников, император Андроник запрещал крестьянам возделывать поля, чтобы наёмникам нечего было грабить. Эти действия возымели успех. Великая компания каталонцев была вынуждена покинуть окрестности византийской столицы.
Дмитрий Мазарчук
Ещё о каталонцах на Балканах и в Малой Азии:
Каталонцы против наследников крестоносцев: битва на Кифисосе
Анатомия Каталонской компании
Литература:
- Bartusis, M.C. Late Byzantine Army. Arms and Society, 1204–1453 / M.C. Bartusis. — Philadelphia, 1992.
- Caferro, W. John Hawkwood: An English Mercenary in Fourteenth-Century Italy / W. Caferro. — Baltimore, MD, 2006.
- Catalan Expedition to the East: From the Chronicle of Ramon Muntaner. — Barcelona–Woodbridge, 2006.
- Geanakoplos, D. Byzantium and the Crusades, 1261–1354 / D. Geanakoplos // History of the Crusades / Ed. by K. M. Setton. — Vol. 3. Fourteenth and Fifteenth Centuries / Ed. by H. W. Hazard. — Madison, WI, 1975.
- Jacoby, D. The Catalan Company in the East: The Evolution of an Itinerant Army (1303–1311) / D. Jacoby // Medieval Way of War: Studies in Medieval Military History in Honor of Bernard S. Bachrach / Ed. by G. I. Halfond. — Farnham, Surrey–Burlington, VT, 2015.
- Kanellopoulos, N.S. Prelude to Kephissos (1311): An Analysis of the Battle of Apros (1305) / N.S. Kanellopoulos, I.K. Lekea // Journal of medieval Military History. — 2014. — Vol. 12.
- Miller, W. Latins in the Levant. A History of Frankish Greece (1204–1566) / W. Miller. — N. Y., 1908.
- Setton, K.M. Catalan Domination of Athens, 1311–1388 / K.M. Setton. — L., 1975.
- Жуков, К.А. Эгейские эмираты в XIV–XV вв. / К.А. Жуков. — М., 1988.