Как уже говорилось в предыдущей статье, к началу 1-й мировой войны в Балтийском флоте появился эсминец более крупный, чем предыдущие корабли этого класса. Предназначенный для торпедных атак на живучие линкоры дредноутного типа, он имел высокую скорость и усиленное вооружение. Этот головной корабль технически революционной серии эсминцев получил название «Новик», и все последующие корабли того же типа в России неофициально окрестили «новиками».
Новшеством кораблей серии «новиков» стал паротурбинный двигатель, работавший не на угле, а на нефти. Такая установка дала этим эсминцам фантастическую для того времени скорость значительно выше 30 узлов (и еще одно неофициальное прозвище – «нефтяники»). А несколько многотрубных торпедных аппаратов позволяли новым эсминцам произвести одновременный залп в 8-9 торпед, чего было достаточно для уничтожения самого крупного, самого современного линкора. Установка же на новых эсминцах орудий калибром 100-мм и зенитной артиллерии сделала их многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять самый широкий круг задач.
Правда, к началу боевых действий из 50 эсминцев Балтийского флота только один принадлежал к новому типу. Но в ходе войны Балтийский флот пополнился еще 16 «нефтяниками», а 3 эсминца нового типа в годы войны были спущены на воду, но в строй вошли только в 20-е годы, уже при Советской власти. Из этих новых усиленных эсминцев один погиб во время Моонзундского сражения, а три подорвались на британских минах во время Гражданской войны. Еще два эсминца типа «Новик» были захвачены англичанами во время Гражданской войны.
Эсминец «Новик»
Водоизмещение: нормальное 1.280 т, полное 1.595 т. Размеры: 102.4x9.5x3.5 м. Двигатель – нефтяной паротурбинный (35.100 л.с.). Скорость 36,9 узлов. Вооружение: 4-102 мм, 4 пулемета, 4 поворотных 2-трубных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 113 чел.
Проект разработан специалистами Путиловского завода при содействии германской фирмы «Вулкан». Корабль строился с июля 1910 г., в строй вступил 27 августа 1913 г. При создании корабля учитывался опыт русско-японской войны. Эсминец предназначался для нанесения торпедных ударов по противнику в составе дивизиона из 4 - 5 однотипных кораблей, а так же для постановки активных минных заграждений и одиночных действий в шхерных районах. «Новик» стал одним из самых быстроходных и хорошо вооруженных эсминцев в мире периода Первой мировой войны, и послужил прототипом для эсминцев русского флота, строившихся до октября 1917 г.
Во время войны «Новик» входил в состав бригады крейсеров Балтийского флота, активно участвовал в минно-заградительных операциях. А 17 августа 1915 г. эсминец «Новик» принял бой с равноценными ему германскими эсминцами V-99 и V-100. В результате перестрелки один из кораблей противника был загнан на минное поле, где и затонул от подрыва на мине, а другой ушел, имея тяжелые повреждения от артиллерийского огня «Новика». С 1916 г. «Новик» возглавлял минную дивизию Балтфлота; в этом качестве участвовал в потоплении немецкого вспомогательного крейсера «Германн» в Норчепингской бухте, а затем – в обороне Рижского залива. В 1918 г. корабль был выведен из состава флота и 7 лет находился на приколе. После ремонта и модернизации вошел в состав советского Балтфлота под названием «Яков Свердлов». Погиб 28.08.1941 г. у острова Мохни в Финском заливе от подрыва на немецкой мине заграждения.
Эсминцы типа «Орфей»
14 + 2 единицы (еще 6 не достроены)
14 + 2 единицы (еще 6 не достроены)
В 1915 вступили в строй: «Забияка» (впоследствии «Урицкий», исключен 1958) и «Победитель» (впоследствии «Володарский», погиб 28.08.1941),
В 1916 вступили в строй: «Азард» (впоследствии «Артем», погиб 28.08.1941), «Гавриил» (погиб 21.10.1919), «Гром» (погиб 1.10.1917), «Десна» (впоследствии «Энгельс», погиб 24.8.1941), «Капитан Изыльметьев» (впоследствии «Ленин», погиб 25.06.1941), «Лейтенант Ильин» (впоследствии «Войков», исключен 1956), «Летун» (исключен 1922), «Орфей» (исключен 1931), «Самсон» (впоследствии «Сталин», исключен 1956).
В 1917 вступили в строй: «Владимир» («Свобода», погиб 21.10.1919), «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» («Спартак», захвачен англичанами 27.12.1918), «Константин» (погиб 21.10.1919).
Спущены на воду в 1915, но затем строительство приостановлено: «Капитан Керн» («Валериан Куйбышев») и «Капитан Белли» («Карл Либкнехт»). Корабли законсервировали, и в строй они вошли только в 1927 и 1928 (оба исключены из состава флота в 1955).
Не были достроены: «Лейтенант Дубасов», «Капитан Кроун», «Капитан Конон Зотов», «Михаил», «Сокол», «Лейтенант Ломбард» (он же «Мечислав»).
Водоизмещение: нормальное 1.260 т, полное 1.450 т. Размеры: 98x9.3x3.9 м. Двигатель – нефтяной паротурбинный (30.000 л.с.). Скорость 34 узла. Вооружение: 4-102 мм, 1-40 мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 поворотных 3-трубных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 152 чел.
Эти корабли являлись развитием эсминца «Новик», но по конструкции повторяли черноморские эсминцы типа «Счастливый». В отличие от предшественников вооружались трехтрубными торпедными аппаратами, были оснащены четырьмя паровыми котлами, каждый из которых размещался в отдельном котельном отделении; и снабжены более мощными и надежными главными механизмами. Корабли имели ряд внешних различий; например, на путиловских эсминцах кромка среза дымовых труб шла параллельно верхней палубе, а на остальных — перпендикулярно оси труб. Кроме того, на эсминцах серий «Лейтенант Ильин» и «Гавриил» устанавливались турбины повышенной мощности, построенные по английской лицензии. Все корабли, вошедшие в строй в период Первой мировой войны, несли дозорную и конвойную службу, занимались активными минными постановками. Их привлекали к защите Рижского залива и набеговым операциям на коммуникациях противника. «Орфей» осенью 1917 г. подорвался на мине, но был спасен. «Гром» погиб 1.10.1917 в артиллерийском бою с германскими кораблями в проливе Соэло-Зунд во время Моонзундского сражения. «Гавриил». «Константин» и «Свобода» (бывший «Владимир») затонули 21.10.1919 после подрыва на минах в Копорском заливе. «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» (с 18.12.1918 — «Спартак») сел на мель в районе банки Девельсей (на подходах к Таллину) и 27.12.1918 попал в руки противника. В 1919 г. англичане передали его эстонскому флоту; под названием «Вамбола» он прослужил эстонцам вплоть до 1933 г., пока не был продан правительству Перу. Эсминец оставался в строю перуанского флота под названием «Альмиранте Вильяр» до 1955 г. «Орфей», «Летун», «Капитан Кроун», «Лейтенант Дубасов», «Капитан Конон Зотов», «Михаил», «Сокол» и «Лейтенант Ломбард» (с 14.6.1915 - «Мечеслав») ввиду плохого технического состояние разобрали после окончания Гражданской войны. Остальные корабли вошли в состав советского флота и принимали участие в Великой Отечественной войне. «Лейтенант Ильин» и «Самсон», переименованные в «Войков» и «Сталин», перешли на Дальний Восток. «Забияка» («Урицкий»), «Капитан Белли» («Карл Либкнехт») и «Капитан Керн» («Валериан Куйбышев») — на Северный флот. За время боевых действий Великой Отечественной войны на минах противника подорвались и погибли «Победитель» (в советском флоте «Володарский»), «Десна» («Энгельс») и «Азард» («Артем»). «Капитан Изыльметьев» («Ленин») взорван экипажем в Либаве. Остальные корабли к середине 50-х гг. были выведены из состава флота и разобраны на металл.
Эсминцы типа «Изяслав»
2 + 1 единицы (еще 2 не достроены)
2 + 1 единицы (еще 2 не достроены)
В 1917 году вступили в строй: «Автроил» (захвачен англичанами 27.12.1918), «Изяслав» (впоследствии «Карл Маркс», погиб 7.8.1941).
Спущен на воду в 1915, но законсервирован и достроен только в 1927 г.: «Прямислав» («Калинин», погиб 28.8.1941).
Не достроены: «Брячислав» и «Федор Стратилат»
Водоизмещение: нормальное 1.350 т, полное 1.570 т. Размеры: 107x9.5x4,1 м. Двигатель – нефтяной паротурбинный (32.700 л.с.). Скорость 35 узлов. Вооружение: 5-102 мм, 1-63 мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 поворотных 3-трубных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 150 чел.
Последняя серия эсминцев типа «Новик». В отличие от прототипа имели вертикальные образования бортов корпуса, удлиненный полубак и противокреновые цистерны. Кроме того, были установлены более экономичные и надежные турбины, изготовленные по английской лицензии, либо закупленные за рубежом; котлы увеличенной паропроизводительности. Для повышения боевой живучести были продублированы все вспомогательные механизмы. Из-за позднего вступления в строй эти корабли участия в боевых действиях Первой мировой войны практически не принимали, лишь несли дозорную и конвойную службу. «Автроил» входил в состав ДОТ (Действующего отряда) и занимался постановкой активных минных заграждений в Финском заливе. 27.12.1918 у Таллина он был захвачен англичанами и затем передан буржуазной Эстонии. Под названием «Леннук» входил в состав эстонского флота до 1933 г., пока не был продан перуанскому правительству. Под перуанским флагом корабль, переименованный в «Альмиранте Гиссе», прослужил до 1948 г. и затем был продан на слом. Недостроенные «Брячислав» и «Федор Стратилат» исключили из списков флота и в конце 20-х гг. разобрали на металл. Остальные два корабля вошли в состав советского флота и принимали участие в Великой Отечественной войне под названиями «Калинин» («Прямислав») и «Карл Маркс» («Изяслав»). Первый погиб на немецких минах у острова Мохни в Финском заливе, второй потопила немецкая авиация в бухте Хара-Лахт.