08 июля 2022

1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота

01 крейсер в порту (529x387, 127Kb)

БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРЫ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Броненосные крейсеры в начале 20-го века представляли собой как бы промежуточное звено между эскадренными броненосцами и легкими крейсерами. Более скоростные, чем броненосцы, но вооруженные орудиями несколько меньшего калибра, броненосные крейсеры обладали высокой автономностью, и неплохой защитой (их палубы и борта тоже были прикрыты броней, хоть и более тонкой, чем у броненосцев). Считалось, что эти корабли из-за хорошей скорости способны уйти от превосходящего их по огневой мощи противника, а благодаря броне и достаточно сильному вооружению - расправиться с легкими силами, способными их догнать. Поэтому в русском флоте броненосные крейсеры предназначались в первую очередь для действий на торговых коммуникациях противника (именно так использовался во время русско-японской войны Владивостокский отряд крейсеров, причем довольно успешно). Однако в той же войне японцы очень эффективно применяли свои броненосные крейсеры в линейном бою как передовой отряд, который, благодаря своей скорости и огневой мощи перехватывает у противника инициативу. По опыту прошедшей войны командование Балтийского флота довольно активно использовало свои броненосные крейсеры в набеговых операциях, несмотря на то, что в массе своей это были устаревшие корабли, уже не отвечавшие качествами современным требованиям.

Броненосный крейсер «Россия»
02 кр Россия фото (652x284, 67Kb)

Водоизмещение: нормальное – 13.060 т, полное - 15.670 т, Размеры: 146,9x20,9x8.6 м. Двигатель – паровой на угле (14.500 л.с.). Скорость: 19,7 узлов. Броня: пояс до 203 мм, казематы до 127 мм, рубка до 305 мм, палуба до 76 мм. Вооружение: 4х203 мм, 22х152 мм, 15х75 мм, 2 пулемета, до 200 мин заграждения. Экипаж 782 чел.

Строился на Балтийском заводе в 1895-1896 гг.; вступил в строй в 1897. Участвовал в русско-японской войне в составе Владивостокского отряда крейсеров. В межвоенный период переведен на Балтику.
03 кр Россия схема (646x288, 76Kb)

К началу Первой мировой войны морально устарел; тем не менее, крейсер активно участвовал в боевых действиях: прикрывал набеговые операции легких сил флота, занимался минными постановками. В 1915 г. был перевооружен: количество 203-мм орудий довели до 6 (за счет уменьшения до 14 пушек 152-мм калибра). После окончания Гражданской войны крейсер разоружили и в 1922 г. сдали на слом.

Броненосный крейсер «Громобой»
004 кр Громобой фото (648x273, 61Kb)

Водоизмещение: нормальное – 13.060 т, полное - 15.700 т, Размеры: 146,9x20889x8.6 м. Двигатель – паровой на угле (14.500 л.с.). Скорость: 19 узлов. Броня: пояс 152 мм, скосы 50.8 — 63,5 мм, казематы до 120 мм. рубка до 50.8 мм. Вооружение: 4х203 мм, 22х152 мм, 4х75 мм, 4х47 мм, 2 пулемета, до 200 мин заграждения. Экипаж 870 чел.

Крейсер в 1895-1896 гг. строился в Петербурге; вошел в строй 1897. Являлся дальнейшим развитием высокоавтономных крейсеров «Рюрик» и «Россия». Участвовал в русско-японской войне в составе Владивостокского отряда крейсеров. В межвоенный период переведен на Балтику.
05 кр Громобой очистка (647x352, 130Kb)

К началу Первой мировой войны морально устарел из-за слабой броневой защиты, небольшой скорости хода и неудачного расположения артиллерии (в бортовых казематах). В 1915 г. два 152-мм орудия заменены на 203-мм. В период боевых действий участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника и в минных постановках. Был разоружен в 1919 г. и в 1922 г. сдан на слом.

Броненосные крейсера типа «Баян»
«Адмирал Макаров» - в строй 16.05.1908 г. Исключен в 1925 г.
«Паллада» - в строй 8.02.1911 г. Погиб 8.09.1914 г.
«Баян» - в строй 30.11.1911 г. Исключен в 1925 г.
06 кр типа Баян (654x377, 119Kb)

Водоизмещение: нормальное – 7.890 т, полное - 8.250 т, Размеры: 138,8x17.5x6.6 м. Двигатель – паровой на угле (16.500 л.с.). Скорость: 21 узел. Броня: пояс до 175 мм, башни до 132 мм, казематы 80 мм, рубка до 136 мм. палуба до 30 мм. Вооружение: 2х203 мм, 8х152 мм, 22х75 мм, 8 пулеметов, 2 450-мм подводных торпедных аппарата. Экипаж 575 чел.

Корабли строились в 1905-1907 гг. по чертежам броненосного крейсера «Баян», погибшего в ходе русско-японской войны. «Адмирал Макаров» строился во Франции и вошел в строй в 1908-м, «Баян» и «Паллада» - в Петербурге; вступили в строй в 1911 г. Корабли этого типа обладали хорошими мореходными качествами и маневренностью, но к началу Первой мировой войны их проект морально устарел. Тип «Баян» являлся отличным крейсером для времен Русско-японской войны, однако к 1914 году такое артиллерийское вооружение для этого класса кораблей считалось уже недостаточным и неверно расположенным.
07 кр Баян рисунок (645x241, 82Kb)

Тем не менее, в период боевых действий крейсеры типа «Баян» активно несли дозорную службу, совершали набеги на коммуникации противника и выставляли мины у его побережья. «Паллада» 8.09.1914 была торпедирована германской подлодкой U-26 и затонула со всем экипажем. Оба других корабля в конце 1915 г. — начале 1916 г. перевооружили на 3х203-мм, 12х152-мм и 2х75-мм орудия. После окончания Гражданской войны оба оставшихся крейсера вывели из состава флота и в 1926 г. разобрали на металл.


Броненосный крейсер «Рюрик»
08 Рюрик 2й фото (645x358, 80Kb)

Водоизмещение: нормальное – 16.933 т, полное - 17.880 т, Размеры: 161,2x22,9x8,7 м. Двигатель – паровой на угле (19.700 л.с.). Скорость: 21 узел. Броня: пояс до 152 мм. казематы 76 мм. башни ГК и их барбеты до 203 мм. рубка до 203 мм. броневая палуба до 37,5 мм. нижняя броневая палуба до 25 мм. Вооружение: 4х254 мм, 4х203 мм, 20х120 мм, 8 пулеметов, 2 450-мм подводных торпедных аппарата. Экипаж 950 чел.

Крейсер разрабатывался с учетом опыта русско-японской войны, строился в Великобритании с 1905 г.; вступил в строй в 1909. Предназначался для службы при эскадре линкоров дредноутного типа. Имел прочную конструкцию, довольно мощное артиллерийское вооружение и развитую систему противоторпедной защиты; вместе с тем слабое вертикальное бронирование и небольшую для крейсера нового поколения скорость хода. Однако, несмотря на эти недостатки, «Рюрик» являлся наиболее боеспособным и совершенным крейсером русского флота.
09 Рюрик 2й схема (638x365, 163Kb)

В период Первой мировой войны «Рюрик» был флагманским кораблем командующего Балтийским флотом. В феврале 1915 г. наскочил на камни у острова Гогланд, принял около 2.000 т воды, однако сумел самостоятельно дойти до базы. В ноябре 1916 г. в том же районе подорвался на немецкой мине; но и на этот раз экипаж умело справился с повреждениями и привел корабль в Кронштадт. «Рюрик» участвовал в артиллерийских боях с крейсерами и легкими силами немцев, обеспечивал активные минные постановки и нес дозорную службу. В годы Гражданской войны был частично разоружен. В 1924 г. выведен из состава флота и сдан на слом.

Линейные крейсеры типа «Измаил»
«Измаил», «Кинбурн», «Бородино», «Наварин» - не достроены

Линейные крейсеры – новый вид тяжелых крейсеров, появившийся как дополнение к линейным кораблям-дредноутам. Они должны были иметь такое же (а то и более мощное) вооружение, как у дредноутов, но за счет тонкой брони развивать более высокую скорость. Отечественные линейные крейсеры типа «Измаил» создавались на основе проекта линкоров типа «Севастополь» и предназначались для взаимодействия именно с этими кораблями. На момент проектирования и закладки крейсеры «Измаил» считались самыми мощными артиллерийскими кораблями в мире (предполагались вооружение каждого 12-ю 356-мм орудиями и скорость по 27,5 узлов). Крейсеры были спущены на воду в конце 1915 – конце 1916 гг., но так и не были достроены. В 1922 корабли были сданы на слом (кроме самого «Измаила», который хотели переоборудовать в авианосец, но в 30-е гг. и его сдали на слом).

БРОНЕПАЛУБНЫЕ КРЕЙСЕРЫ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Бронепалубные крейсеры были легче броненосных; они отличались отсутствием бортовой брони (бронирована была лишь палуба) и наличием артиллерии только среднего калибра. Такое облегчение корабля позволяло бронепалубному крейсеру развивать большую скорость, поэтому бронепалубные крейсеры предназначались для разведывательной службы при эскадре и самостоятельных действий на торговых коммуникациях противника. Однако два из четырех имевшихся на Балтике крейсеров этого ранга были ветеранами русско-японской войны и к началу Первой мировой уже считались устаревшими, к тому же были изношены длительной эксплуатацией. Это несколько ограничивало их боевое применение. Два же других крейсера (тоже ветераны японской войны), были менее удачными конструктивно (они устарели еще на стапелях), поэтому уже в прошедшей войне не отличались высокими качествами. Даже в той войне эти тихоходные крейсеры не использовались для разведки, а выходили в море только в составе эскадры, где они под прикрытием всей артиллерии флота находились в относительной безопасности, дополняя своими орудиями общую огневую мощь флота. В новой же войне в бой этих «старушек» отправляли редко, лишь в начальный период, а в основном держали в резерве и использовали, как учебные корабли.

Бронепалубные крейсеры типа «Диана»
«Диана» - в строй 10.12.1901 г. Исключен в 1922 г.
«Аврора» - в строй 16.07.1903 г. С 1950 г. корабль-музей
10 Диана и Аврора (651x223, 62Kb)

Водоизмещение: нормальное – 7.130 т, полное - 7.900 т, Размеры: 126,8x16.8x7,2 м. Двигатель – паровой на угле (11.600 л.с.). Скорость: 19 узлов. Броня: палуба 38 мм. скосы до 63.5 мм, рубка 152 мм. Вооружение: 10х 152 мм, 20х75 мм, 3 пулемета, 126 мин заграждения. Экипаж 547 чел.

Корабли с 1897 строились в Петербурге по проекту, который устарел до того, как крейсеры вступили в строй. Особые нарекания вызывала малая для легких крейсеров скорость и отсутствие щитов на орудиях, приводившее к большим людским потерям в бою. В серии было три корабля; все участвовали в русско-японской войне (крейсер «Паллада» погиб в Порт-Артуре в декабре 1904 г.; его имя принял броненосный крейсер послевоенной постройки). По окончании войны «Диана» и «Аврора» прибыли на Балтику и вошли в состав Балтийского флота.
11 РєСЂ РђРІСЂРѕСЂР° (647x384, 139Kb)

К 1914 г., несмотря на проведенную модернизацию, корабли еще больше устарели. Скорость этих «легких» крейсеров была сопоставима со скоростью таких же старых броненосцев, и значительно ниже, чем у новых линкоров. Теперь все орудия кораблей получили щиты; однако артиллерийское вооружение этих крейсеров оставалось слабым. Поэтому «Аврору» и «Диану» использовали в боевых походах только в начальный период войны. Несколько раз они прикрывали легкие силы флота и занимались активными минными постановками. И хотя в 1915 г. «Диану» перевооружили на 10х130-мм орудий, а «Аврору» — на 14х152-мм и 6х76-мм зениток, в 1916-1917 годах эти крейсера держали в тылу, в резерве. Осенью 1917 крейсер «Аврора» прославился холостым выстрелом по Зимнему дворцу, который послужил сигналом к свержению Временного правительства. После окончания Гражданской войны «Аврора» использовалась как учебный корабль; в настоящее время этот крейсер превращен в музей. «Диана» в 1918 г. была разоружена и в 1922 г. сдана на слом.

Бронепалубные крейсеры типа «Богатырь»
«Богатырь» - в строй 7.08.1902 г. Исключен в 1922 г.
«Олег» - в строй 12.10.1904 г. Погиб 18.06.1919 г.
12 кр Богатырь и Олег (650x242, 98Kb)

Водоизмещение: нормальное – 7.428 т, полное - 8.250 т. Размеры: 132,2x16,6x6,8 м. Двигатель – паровой на угле (19.500 л.с.). Скорость: 23 узла. Броня: палуба до 35 мм, скосы до 70 мм, рубка 140 мм, башни до 125 мм, барбеты до 75 мм, защита орудий 25 мм. Вооружение: 12х152 мм, 12х75 мм, 4х47 мм, 4 пулемета, 2 450-мм подводных торпедных аппарата. 150 мин заграждения. Экипаж 582 чел.

Одни из самых удачных проектов бронепалубных крейсеров русского флота. «Богатырь» по заказу российского правительства в 1899-1902 гг. строился в Германии, «Олег» - в 1902-1904 гг. в Петербурге, на Адмиралтейском заводе. Оба крейсера участвовали в русско-японской войне («Богатырь» - в составе Владивостокского отряда крейсеров, «Олег» во 2-й Тихоокеанской эскадре сражался при Цусиме). По окончании войны оба крейсера прибыли на Балтику и вошли в состав Балтийского флота.
13 кр Богатырь (647x378, 141Kb)

Несмотря на то, что в 1904-1905 гг эти корабли были лучшими бронепалубными крейсерами русского флота, к 1914 г. они уже считались устаревшими. В период Первой мировой войны оба крейсера участвовали в набеговых операциях на торговые коммуникации противника и выставляли мины у его побережья. Зимой 1916 г. были перевооружены на 16х130-мм орудий с установкой новых приборов управления огнем. «Олег» был потоплен 18.06.1919 английским торпедным катером во время патрулирования у Толбухина маяка в Финском заливе. «Богатырь» во время Гражданской войны разоружили, и в 1922 г. сдали на слом

Бронепалубные крейсеры типа «Светлана»
«Светлана», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Грейг»
Заложено было четыре корабля, но на воду спустили только три. До конца войны ни один крейсер не был достроен.

Корабли типа «Светлана» представляли собой первые турбинные крейсеры русского флота, двигатели которых должны были работать на нефти. Это позволило бы кораблям развивать очень высокую скорость. Предполагалось, что крейсеры типа «Светлана» будут осуществлять разведку при бригаде линкоров-дредноутов, и взаимодействовать с турбинными эсминцами типа «Новик». Корабли должны были получить мощное вооружение и высокие мореходные качества. Однако начавшаяся война сорвала поставку из Германии заказанных для «Светлан» механизмов турбин, и строительство крейсеров остановилось. Только в 1928 г был достроен головной крейсер серии, получивший в советском флоте название «Профинтерн». В 1930 г этот крейсер совершил переход на Черное море; в 1939 он был переименован в «Красный Крым». Корабль принял активное участие в Великой Отечественной войне, по окончании которой крейсер был превращен в учебный корабль. Исключен из списков флота в 1959 году. Два других спущенных во время 1-й мировой войны на воду крейсера («Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг») в 20-е гг были достроены как танкеры. «Адмирал Бутаков» так и не был достроен – его разобрали на металл.