06 июля 2022

"Аквариуму" 50 лет!



Сможет ли кто-то из нас сходу назвать хоть несколько отечественных музыкальных коллективов (рок-групп, хоть это и неважный термин), не только каким-то чудом переживших полувековой юбилей, но и сохранивших феноменальную творческую активность, которой впору позавидовать гораздо более молодым исполнителям? Думаю, едва ли.


Один точно есть. Конечно же, это "Аквариум". Ровно 50 лет назад, именно в один из этих дней, между 6 и 10 июля 1972 года, Борис Гребенщиков и Анатолий «Джордж» Гуницкий приняли непростое решение - основать группу и наконец-то запеть по-русски.



"...Я приехал с юга, понял, что нет никакого смысла заниматься чужой музыкой, хотя я и мог иметь успех, но мне это было не нужно, совершенно не интересно, и я стал думать о создании нового материала на русском языке. Вот с этого момента, с этого дня начался "Аквариум". И для меня поэтому он начинается с 72 года, хотя "Аквариум" начал реально играть в 73, а вышел на большую сцену году в 75-76, впервые на город", - рассказывал Гребенщиков спустя одиннадцать лет.



"Вот то, что помню я. Мы с Джорджем почему-то переходили Неву по мосту от Марсова Поля, и продолжали перебирать слова и комбинации слов - в поисках названия. Занимались этим уж два с небольшим дня и устали. Кто-то из нас сказал «Аквариум», мы переглянулись и решили, что в этом что-то есть. И оказались правы."



"Про стекляшку в Купчино я тоже помню, но это уже было значительно после. По мне, так было бы странно называть группу по названию уже существующей пивной, тем более, что в пивные я вообще не ходил: никогда не увлекался питьем пива.
Но у каждого свои воспоминания."



Вряд ли сейчас стоит лишний раз рассказывать что-то про "Аквариум", всё равно получатся некие пафосные банальности. И всё же: десятки участников за десятки лет, сотни песен и концертов, десятки альбомов, огромное влияние на несколько поколений как простых слушателей, так и других музыкантов. И колоссальная просветительская миссия. Ведь именно благодаря "Аквариуму" немалая часть молодых ищущих людей получила в задраенной чёрно-белой стране возможность с одной стороны открыть для себя неизведанный доселе пласт западной музыкальной культуры (открыто или завуалированно присутствующей в гребенщиковских произведениях). А с другой, прикоснуться к аналогичным образом незнакомым восточным учениям и ещё ко многому многому другому - тайному, диковинному, удивительному, странному, кажущемуся непонятным. "Аквариум" открыл тот самый мир без границ, где каждый смог найти лучшее для себя, впитать это и стать немного светлее.
С днём рождения!