06 июля 2022

Бой советского судна "Пластун" с отрядом кораблей Южной Кореи


Сигналы не подавать, на провокации не поддаваться. Командир прочитал радиограмму, но приказ не выполнил. 26 июня 1950 года экипаж советского судна "Пластун" принял бой с отрядом кораблей Южной Кореи.

В июне 1950 года советское кабельное судно "Пластун" получило приказ выдвигаться на военно-морскую базу в Порт-Артур из Владивостока. "Пластун", изначально, был гражданским судном построенным в 1929-1931 годах, как рыболовный траулер. В 1933 году его переоборудовали в тральщик, а в 1945 в кабельное судно. Именно в войну на него установили две 45-ти миллиметровые пушки и три пулемета.

Для командира корабля капитан-лейтенанта Филиппа Колесникова это был последний рейс, после которого он должен был направиться в Ленинград на курсы повышения квалификации. На борту корабля находились гражданские пассажиры и военные, что возвращались в Порт-Артур после отпусков. Помимо них на борт зашел отряд военных, который сопровождал секретный груз.

Отряд состоял из одного офицера-фронтовика, десяти солдат срочников и военного врача. Груз, который они охраняли - секретная аппаратура связи для штаба 39-й армии. По инструкции в случае какой-либо угрозы необходимо было уничтожить всю аппаратуру.


Впрочем, ничего не предвещало беды. Судно следовало нейтральными водами в южной части Японского моря. Но так случилось, что именно в этот день Северная Корея решила напасть на Южного соседа. В предрассветные часы армия КНДР нарушила границу и вторглась на соседнюю территорию.

Численность группировки войск КНДР составляла 175 тысяч человек при поддержке 150 танков Т-34 и 172 самолетами. Им противостояла 93 тысячная армия Южной Кореи без бронетехники и боевой авиации. Северный сосед планировал молниеносно захватить южную часть страны и объявить об ее объединении под началом коммунистической партии.

Но на "Пластуне" не знали о том, как развиваются события. Южная Корея находилась в состоянии войны. Причем не в самом выгодном положении. Советский Союз официально не участвовал в войне, но поддерживал Северную Корею и ее коммунистический режим. Может быть поэтому Корейский флот расценил советское судно, как врага.

"Пластун" под советским флагом шел по намеченному курсу. Сквозь рассветный туман сигнальщик заметил силуэты четырех кораблей под флагом Южной Кореи, что двигались в сторону нашего судна. Они быстро настигли советский корабль, окружили его и потребовали остановиться для досмотра.


Командир "Пластуна" сообщил в штаб о происходящем. Ему приказали не реагировать на сигналы и следовать прежним курсом. Советское кабельное судно со скудным вооружением было окружено боевыми патрульными кораблями. С корейского судна PC-701 "Пэктусан" поступил сигнал, что в случае не выполнения их требований они откроют огонь на поражение. "Пластун" не остановился.

26 июня в 2 час. 25 мин. по местному времени при входе в Корейский пролив четыре южнокорейских корабля подвергли артиллерийско-пулеметному обстрелу кабельное судно «Пластун» Военно-морского флота, следовавшее из Владивостока в Порт-Артур.(Главное управление пограничных войск КГБ СССР. Срочное сообщение членам Политбюро ЦК КПСС Документ №500 27 июня 1950 г.)

Корейцы открыли огонь. Первые снаряды из 76-ти миллиметровых орудий были выпущены выше мачт, с целью напугать русских. Русские не испугались. Тогда следующие два снаряда пробили борт ниже ватерлинии. Советское судно ответного огня не открывало. Из двух идущих рядом кораблей по "Пластуну" велся огонь из крупнокалиберных пулеметов.

Лишь когда один из снарядов разнес капитанский мостик и был тяжело ранен капитан судна, то принявший командование помощник старший лейтенант Ковалев, который тоже получил ранение, приказал ответить корейцам.


Корейское судно готовило штурмовую группу для захвата нашего судна. Только это оказалось не такой простой задачей. Вражеский корабль подошел к "Пластуну" почти в упор. Но тут в дело вступила группа сопровождения "секретного груза". Майор приказал своим людям занять позиции вдоль борта и открыть огонь по мостику вражеского корабля.

Артиллеристы "Пластуна" почти в упор дали залп по корейскому судну. Один из снарядов разметал вражеский артиллерийский расчет и повредил орудие. Второй попал в склад боеприпасов, который сдетонировал. Корейское судно стало тонуть. Враг начал эвакуировать с него матросов и офицеров на другие корабли. Огонь они больше не вели. Зацепили буксиром тонущий корабль и направились ни с чем к своему берегу.

Отличившихся в бою матросов и офицеров никак не наградили. Информация об этом столкновении в нашей стране тщательно скрывалась. Зато в Южной Корее объявили, что отразили попытку советского корабля высадить десант с северокорейцами на их территории.


Вместо кабельного судна "Пластун" в южнокорейской версии фигурировал пароход с 600 солдатами из 766-го полка армии КНДР. По итогу боя в южнокорейской версии пароход был затоплен и с него никто не спасся. В общем - грандиозная победа.

На самом же деле "Пластун" благополучно прибыл в Порт-Артур с ценным грузом на борту, который так и не достался врагу.

Судно получило две пробоины в подводной части корпуса и разрушения палубных надстроек. Во время обстрела с «Пластуна» был открыт ответный огонь из двух 45-миллиметровых пушек и четырех крупнокалиберных пулеметов. Судно своим ходом возвращается во Владивосток. Генерал-лейтенант Петров (Главное управление пограничных войск КГБ СССР. Срочное сообщение членам Политбюро ЦК КПСС Документ №500 27 июня 1950 г.)

Советский экипаж в этом бою потерял своего капитана Филиппа Колесникова и двух матросов. Помимо них было ранено еще 13 человек. Действия экипажа и командира "Пластуна" признали верными. Об этом 14 июля 1950 года на специальном совещании заявил командующий 5-м флотом ВМФ контр-адмирал Николай Кузнецов. Особо отмечалось, что наши моряки не допустили противника на корабль и сохранили ценный и секретный груз. Кузнецов также ходатайствовал о награждении отличившихся в бою моряков и связистов-пассажиров. Всего в наградном списке упоминалось свыше 30 человек.

Докладная записка и проект указа о награждении были отклонены тогдашним военно-морским министром адмиралом И. С. Юмашевым. Он отказался вносить документы на награждение в Верховный Совет СССР. Руководство страны решило… промолчать о самом факте боестолкновения, как будто его и не было. Таким образом СССР избежал обострения отношений с США, стоявших за спиной Южной Кореи.