06 июля 2022

Хлопковые гробы



Великая гражданская война в США примечательна своей интенсивностью. Сухопутные и речные сражения происходили на разных фронтах буквально еженедельно, а иногда - по несколько раз в неделю. Я стараюсь их отслеживать в своем блоге, однако, порой не успеваю делать это вовремя, к соответствующим датам. Но. как говорится, лучше поздно...

Итак, 6 июня 1862 года, у города Мемфис на реке Миссисипи состоялась очередная битва между речными флотилиями федералов и сепаратистов. В этом сражении северяне под командованием контр-адмирала Чарльза Дэвиса практически без потерь уничтожили эскадру южан. Из восьми "броненосцев" и канонерок Конфедерации спасся только один корабль, а остальные либо затонули, либо выбросились на берег и были захвачены противником.

Слово "броненосцы" я не зря взял в кавычки, поскольку из-за острой нехватки стального проката и даже простого котельного железа южане "забронировали" свои боевые корабли дубовыми досками с уложенными между ними кипами прессованного хлопка. Уж чего-чего, а этого добра в Диксиленде хватало. Конфедераты называли такие корабли "хлопконосцами" (сottonclad по аналогии c ironclad - броненосец). Но эксперимент с "хлопковой броней" в первом же бою обернулся катастрофой. Она худо-бедно держала пули, однако, была бесполезна против выпущенных с близкой дистанции снарядов и ядер, которые легко пробивали ее навылет.

Дэвис же привел к Мемфису пять полноценно бронированных плавбатарей: "Бентон", "Кейро", "Каронделит", "Луисвилл" и "Сент-Луис" которые ранее уже "отметились" в сражениях за форты Генри и Донельсон, а также - за остров №10. Помимо них в эскадру входили четыре безбронных канонерки, но именно броненосцы закономерно решили исход сражения.

Оно почти сразу превратилось в безнаказанное избиение южан, которые ничего не могли этому противопоставить, поскольку их ядра против вражеской брони были бессильны. Сыграло роль и то, что, корабли конфедератов маневрировали неумело, поскольку ими командовали мобилизованные или добровольно вступившие в ВМФ капитаны гражданских коммерческих судов, не имевшие никакого военного образования и боевого опыта.

А общее командование эскадрой осуществлял кавалерийский (!) генерал Джефф Томпсон. Адмиралов у южан не нашлось. Томпсон поставил перед своими подчиненными задачу: если артиллерия окажется неэффективной, таранить противников. Но ни один из "хлопконосцев" не смог этого сделать, в отличие от броненосцев и канонерок Дэвиса, которые добили несколько поврежденных "коттонкладов" таранными ударами.

Вообще, удивительно, что южане на что-то надеялись, отправив в бой свою "армаду", изначально обреченную на уничтожение. Примечательно, что конфедераты потеряли убитыми и утонувшими примерно 200 человек, а федералы - всего одного - полковника Эллета, да и того, можно сказать, случайно. Пуля, влетевшая в амбразуру, раздробила ему колено, а тогдашняя медицина не смогла его спасти.

Побоище, развернувшееся на глазах жителей Мемфиса и солдат городского гарнизона, произвело на них столь гнетущее впечатление, что вскоре город сдался без боя армии Севера.

На заставке - канонерка северян "Монарх" топит таранным ударом "хлопконосец" южан "Генерал Борегар".


Гибель еще одного "коттонклада".





Броненосец "Кэйро", принимавший участие в битве при Мемфисе, и его компьютерная модель. Это стандартная бронированная плавбатарея класса "Сити", разработанная в 1861 году под руководством инженера Джеймса Идса. Водоизмещение - 512 тонн, длина - 51 метр, вооружение - 11 дульнозарядных орудий калибром от 32 до 60 фунтов, скорость - 9 узлов, экипаж - 146 человек.
Лобовая броня каземата - уложенные горизонтально узкие стальные балки толщиной 64 мм на 76-сантиметровой дубовой подложке. Бортовая и кормовая броня - дюйм стали плюс два фута прочной древесины. Рубка - сталь 64 мм. Размещение гребного колеса в центральной нише делало его почти неуязвимым для вражеского огня.


Речная канонерка южан "Генерал Брэгг". Как видно на снимке, она не имела даже хлопковой "брони". Это обычный пассажирский "колесник" водоизмещением 1040 тонн с открыто установленными на носу ни на корме двумя 32-фунтовыми пушками. Разумеется, в завязавшейся у Мемфиса артиллерийской дуэли с броненосцами ему ничего не светило, поэтому капитан попытался использовать свой единственный козырь - скорость в 10 узлов, чтобы выйти из боя и отвести корабль в безопасное место. Но вместо этого "Генерал Брэгг" напоролся на мель и его команде осталось только покинуть судно. Северяне в дальнейшем использовали этот трофей под прежним названием для военно-транспортных перевозок.



"Генерал Стирлинг Прайс" - типичный представитель класса "хлопконосцев". В бою у Мемфиса он получил ряд крупных пробоин, а вдобавок - столкнулся бортами с другим коттонкладом, сильно повредив одно из гребных колес. Под угрозой затопления "Стирлинг Прайс" выбросился на песчаную косу и был оставлен командой. Позже северяне отремонтировали корабль и ввели его в состав своего военно-речного флота. В 1863 году он принимал участие в бомбардировках осажденного федералами города Виксбург.
"Стирлинг Прайс" имел водоизмещение 633 тонны, длину - 55 метров, вооружение - четыре девятидюймовых дульнозарядных орудия.