18 июня 2021

«Австралийский Титаник» или неразгаданная тайна парохода «SS Waratah»

 


Уарата один из самых прекрасных цветков в мире, но с этим названием связана еще и таинственная история, которая не разгадана до наших дней самыми великими учеными и географами. 

Пароход «SS Waratah» называют «австралийским Титаником» только лишь с одним отличием - он мог взять на борт 500 человек. В июле 1909 года пароход вышел из порта Дурбан, взял курс на Кейптаун и исчез при загадочных обстоятельствах с 119 пассажирами и 92 членами экипажа. Исчезновение судна остается одним из самых загадочных тайн всех времен. С тех времен прошло сто лет и до сих пор ничего не найдено из останков судна. 

Пароход «SS Waratah» был флагманским кораблем компании «Blue Anchor Line». Его киль был заложен 12 сентября 1906 года на верфи «Barklaya Curle & Co Whiteinch», Шотландия, а готовое судно было закончено в октябре 1908 года. Это был большой и достаточно надежный пароход, рассчитанный на дальние океанские рейсы. 

Он имел 100 кают первого класса и восемь парадных салонов, на стенах которых красовались картины с названным выше цветком. Пароход «SS Waratah» служил средством доставки эмигрантов из Европы в Австралию. В обратный путь судно следовало с товарами в основном продуктами питания. В трюме были помещения, оборудованные для перевозки замороженных продуктов, где могли храниться в течение одного года. Кроме этого пароход был оборудован системой опреснения воды, которая производила 25000 литров пресной воды в сутки. Единственным и важным недостатком на судне было отсутствие радио, что считалось нередким явлением того времени. Прекрасным пассажирским судном руководил капитан с тридцатилетним стажем Джошуа Илбери. Он хорошо знал особенности навигации в водах Тихого и Индийского океана.

В свой первый рейс пароход «SS Waratah» вышел из порта Лондон 5 ноября 1908 года и без проблем в пути достиг порта Сидней. Когда 27 апреля 1909 года судно отправилось во второй рейс, из того же порта Лондон, его мореходные качества не вызывали никаких сомнений. Пароход благополучно прибыл в австралийский порт и 1 июля того же года вышел из города Мельбурн, направившись обратно в Англию. После небольшой остановки в порту Дурбан 26 июля судно продолжило свое плавание. Через три дня пароход должен был прибыть в Кейптаун, но его так и не дождались. C тех пор лайнер «SS Waratah» бесследно исчез. Сначала думали, что он задерживается из-за какой-нибудь неисправности в машинном отделении. Шли дни, недели, месяцы, а судно не давало о себе знать. Поиски, организованные властями ничего не дали.

Шло время. Никакой ясности не поступало. Пароход «SS Waratah» словно испарился. Вероятнее всего, что он затонул, но куда же в таком случае делись люди? И должны были остаться хоть какие-то следы! На судне было 17 спасательных шлюпок, рассчитанных на 800 человек, кроме этого деревянные плоты, спасательные круги и около тысячи нагрудных жилетов сделанных из пробкового дерева. Ведь кто-то же мог спастись? Однако во время поисков не было обнаружено ни одного плавающего на поверхности океана предмета.

Активнее всего вели себя журналисты. Они то и дело подогревали интерес, предлагая все новые и новые разгадки тайны. Газеты пестрели различными предположениями и невероятными историями о якобы свидетелях катастрофы. С каждым днем пресса выдавала читателям все больше подробностей, «проливающих свет» на таинственное исчезновение парохода. Некоторые умельцы поспешили воспользоваться сенсационным исчезновением судна в своих корыстных целях. Зная, сколько романтики хранит в себе «Почта Нептуна», мошенники решили сыграть на интересе к этой вековой морской традиции - терпящих бедствие бросать в море бутылки с записками. Таких весточек, якобы написанных в момент гибели парохода, за короткий срок на побережье и в море было «найдено» целых четыре. Причем каждая рассказывала о различных версиях. Даты, координаты и причины катастрофы противоречили друг другу и ни одна из четырех фамилий, которыми были подписаны записки, не числились в списках пассажиров и экипажа парохода «SS Waratah». Никто не мог ответить, что же все-таки случилось с пароходом и где он.

15 декабря 1910 года в Лондоне в Вестминстерском соборе собралась официальная комиссия по расследованию исчезновения парохода «SS Waratah». В ее состав входили лорды Адмиралтейства, опытные капитаны, инженеры-кораблестроители. Рассмотрение чертежей парохода, критический анализ его мореходных качеств - все это заняло больше года. Неизвестные обстоятельства катастрофы парохода «SS Waratah» регулярно давали почву для слухов, один неправдоподобнее другого. Говорили о громадной волне, об урагане, взрыве на борту и морском землетрясении. Истинная же причина не установлена до сих пор. Ясно одно: судно затонуло внезапно, потому и не оставило никаких следов на поверхности океана. 

Шли годы. Летом 1955 года один из пилотов, совершая патрульный облет побережья в районе порта Сент-Джонс, заметил странную тень на дне моря. По его мнению, это был корпус большого затонувшего парохода. Летчик сделал об этом сообщение представителям прессы. На следующий день, пролетая по этому же маршруту с журналистами на борту, летчик не смог заметить видимый им накануне силуэт затонувшего корабля. Возможно, пилот не сумел вывести самолет на те координаты или море было не таким прозрачным как в первый раз. Одним словом, с воздуха этот таинственный силуэт никто уже после не видел. Скептики с неохотой верили, что это могло быть судно «SS Waratah». Они говорили, что в южной оконечности Африки в период второй мировой войны немецкие и японские самолеты и подводные лодки торпедировали немало судов и на дне находится множество старых корпусов.

Через три года летом 1958 капитан рыболовного судна Ной Кларк близ устья реки Умзамби обнаружил эхолотом затонувшее судно. Место находки совпало с местом, где был замечен с самолета силуэт парохода. Через некоторое время со дна моря удалось с помощью храпкового ковша поднять ржавый лист обшивки корпуса. Специалисты шотландской судостроительной фирмы «Barklaya Curle&Co Whiteinch», где в 1908 году был построен пароход «SS Waratah», тщательно изучили эту находку. Анализ качества стали, толщина листа, форма и расположение отверстий для заклепок свидетельствовали о том, что найденным судном мог быть пароход «SS Waratah». Именно такие листы фирма ставила на свои суда до начала первой мировой войны.

Таким образом, факт гибели грузопассажирского судна «SS Waratah» был подтвержден и место катастрофы установлено. Однако сильная постоянная зыбь у этих берегов и стаи акул мешают дайверам тщательно исследовать судно на дне. Со временем страсти улеглись.

В 2001 году в предполагаемом районе катастрофы парохода «SS Waratah» экспедиция обнаружила судно, торпедированное в 1942 году. Найти же останки судна «SS Waratah» снова не удалось.

Наиболее популярная версия крушения считается встреча с огромной волной «Freak», которая часто появляется в океане южноафриканских берегов. Вероятнее всего пароход «SS Waratah» несмотря на свою устойчивость попал в шторм, в котором возникла гигантская волна. Судно мгновенно перевернулось, вода хлынула в трюм, заполняя водой все помещения, через несколько секунд пароход пошел на дно. Тонущее судно могло затянуть под риф, чем можно объяснить отсутствие останков корабля в районе бедствия. Еще одной версией является поломка вследствие огромной волны. Потеряв управление пароход «SS Waratah» был снесен к берегам Антарктиды, где и затонул. Также существует теория про огромный водоворот внезапно появляющийся в этих широтах, но нет никаких сведений, что такой водоворот мог затянуть многотонное судно на глубину. 

Дело об исчезновении парохода «SS Waratah» было прекращено 22 февраля 1911 года. Репутация компании «Blue Anchor Line» оказалась подорвана - пассажиры отказались пользоваться услугами этой фирмы. Руководители, чтобы не разориться были вынуждены распродать свои пассажирские суда и начать перевозить грузы, а тайна исчезновения парохода «SS Waratah» до сих пор остается нераскрытой.



Технические данные парохода «SS Waratah»:
Длина - 141,7 м;
Ширина - 18 м;
Водоизмещение - 16000 тонн;
Силовая установка - два четырехцилиндровых поршневых паровых двигателей;
Скорость - 13,5 узла;
Количество кают - 432;
Экипаж - 154 человека;