Крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор», по кодификации НАТО: англ. Moskva class) — первый тип противолодочных крейсеров (ПКР) (до 1965 года классифицировались как корабли противолодочной обороны дальней зоны) в Военно-Морском Флоте СССР.
Крейсера проекта 1123 предназначались для поиска и уничтожения стратегических атомных подводных лодок противника в отдаленных районах Мирового океана в составе группы кораблей и при активном взаимодействии с авиацией ПЛО.
Противолодочные крейсера проекта 1123 «Кондор» — разрабатывались Ленинградским ЦКБ-17 (сейчас Невское проектно-конструкторское Бюро) под руководством главного конструктора А.С. Савичева, которого в 1967 году сменил его заместитель А. В. Маринич. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга В. Ф. Федин.
Противолодочные крейсера проект 1123 служили базой для авиагруппы из 14 вертолетов Ка-25 разных модификаций. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 11100 тонн (полное — 15280 тонн), длину 189 метров, ширину 34 метра.
Оснащались двухвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 90 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 29 узлов. Дальность плавания составляла 6000 морских миль (11112 км), автономность плавания — 15 суток. Экипаж — 541 человек, из них 131 офицер.
Вооружение корабля включало пусковые установки зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Шторм» (боезапас — 96 ракет), противолодочные комплексы «Вихрь» (9 ракет) и реактивные бомбометы РБУ-6000 (240 бомб), торпедные аппараты калибра 533 мм, артиллерийские установки АК-725 калибра 57 мм.
Головной корабль «Москва» был заложен под заводским номером(701) 15 декабря 1962 года, спущен на воду 14 января 1965 года, принят в состав флота 25 декабря 1967 года. Исключен из состава флота 7 ноября 1996 года. Впоследствии был продан на металлом в Индию.
Первый серийный корабль «Ленинград» под заводским номером 702 был заложен 31 июля 1966 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, вошел в состав флота 22 апреля 1969 года и покинул его 5 декабря 1992 года. В 1995 году так же был разрезан на металл в Индии.
Изначально планировалось и было построено два корабля — ПКР «Москва» и «Ленинград». Позже, в 1967 году, было принято решение построить еще один корабль — ПКР «Киев», но уже по измененному проекту 1123.3. Однако его закладка на стапеле так и не состоялась, несмотря на готовность нескольких днищевых секций корпуса.
Корпус крейсера проекта 1123 выполнялся сварным из стали по продольной системе набора с длинной шпации 500-мм и имел ледовые подкрепления. Носовые обводы исполнялись прямолинейной V-образной формы, а кормовая часть предусматривала большой развал бортовых шпангоутов для обеспечения требуемой площади полетной палубы в 2200 кв. метров, наиболее защищенной от заливания волнами, и основного нижнего ангара под ВПП.
Ангар, под полетной палубой, имел уникальную, для советского кораблестроения конструкцию, с внутренним объемом около 12400 куб. метров при минимальном количестве опор и позволял разместить в нем 12 вертолетов КА-25ПЛ. Корабль оснащался подкильным подъемно-опускным устройством (ПОУ) с антенной ГАС «Орион» в носовой части и ПОУ с буксируемой ГАС «Вега» в корме, а его корпусные конструкции в горизонтальной плоскости разделялись на верхнюю и среднюю палубы, четыре платформы, трюм и второе дно.
Двойное дно простиралось на всем протяжении и переходило в двойной борт, а междудонное пространство использовалось для хранения топлива и воды.
Система надводной и подводной броневой защиты корабля отсутствовала и его защита состояла только из бортовых коридоров, гофрированных продольных и поперечных переборок и днищевых и бортовых цистерн специальной конструкции, которые размещались таким образом, чтобы при боевом повреждении корпуса, корабль сохранил остойчивость.
Все главные и вспомогательные механизмы монтировались внутри корпуса на фундаментах и основаниях с использованием амортизации, что уменьшало шум внутри отсеков и существенно снижало акустические поля вокруг корабля. Подводная часть покрывалась шестью слоями этинолевой краски ЭКЖС-40 с предварительным холодным фосфатированием, что помимо борьбы с обрастанием способствовало снижению электрического поля корабля.
Принудительная вентиляция, минимальное количество иллюминаторов и наличие коридоров для прохода ко всем боевым постам без выхода на верхнюю палубу обеспечивало наилучшее выполнение требований противоатомной (ПАЗ) и противохимической (ПХЗ) защит. Бортовые рули системы успокоения качки, и скуловые кили улучшали управляемость и боевые возможности корабля в штормовых условиях.
Жилые помещения команды (матросов и старшин) размещались в кормовой, средней и носовой части, где в кубриках с различной вместимостью, имелись трех ярусные стационарные койки. Личные вещи и обмундирование команды хранились в ящиках — рундуках. Для приема пищи — по бачковой системе для военнослужащих срочной службы в кубриках имелись раскладные столы и скамьи, шкаф для посуды и бачок с питьевой водой.
Офицеры и мичманы располагались в каютах различной вместимости в средней и носовой части корабля и в надстройке. Все каюты и кубрики оснащались системами принудительной вентиляции воздуха и радиофицировались. Офицеры и сверхсрочнослужащие принимали пищу в кают-компаниях, которых на корабле было три — для БЧ-6, офицеров и мичманов.
Для хранения запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле предусматривались специальные кладовые, а также рефрижератор с температурой до -18°С.
На крейсере оборудовались бани, душевые, прачечная, гладильная, парикмахерская, библиотека, фотолаборатория, умывальные и гальюны. Медицинский блок включал лазарет, изолятор, операционную и амбулаторию. Все жилые и служебные помещения, посты и погреба боезапаса оборудовались системой принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха. Кроме того, погреба боезапаса оснащались системами орошения и аварийного затопления.
Корабельный запас пресной воды мог пополняться водой из двух опреснительных установок. Многоярусная надстройка, совмещенная с дымовой трубой и башнеподобной пирамидальной фок-мачтой из облегченных сплавов АМГ, придавала кораблю внушительный и эффектный вид.
Корабли проекта 1123 в течение почти 30 лет находились в составе флота, неоднократно выходя на боевые службы в Средиземное море и Атлантический океан. Последующим концептуальным развитием данного подкласса крейсеров явились противолодочные крейсера проекта 1143, позже переклассифицированные в тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР).
Основные характеристики противолодочных крейсеров проект 1123:
Водоизмещение, т: полное – 15280, стандартное – 12290;
Длина, м: по ватерлинии — 176, наибольшая – 189;
Ширина, м: по ватерлинии – 21,5, наибольшая – 34;
Высота борта, м: в носу — 18,5 (без ГАС «Орион»); на миделе — 17,2; в корме — 17,2;
Осадка средняя (от ОП), м: при нормальном водоизмещении — 7,5; при полном водоизмещении — 7,7;
Двигатели: паротурбинные ТВ-12-2, двух вальные;
Скорость хода, узл.: полного – 29, крейсерского – 24, экономического – 18, поискового – 19,5;
Дальность плавания, миль: 4900 (при 19,5 уз.), 3750 (при 24 уз.), 2710 (при 29 уз.);
Автономность плавания, суток.: 10 (при скорости хода 19,5 уз.);
Экипаж, чел.: 650 ( 96 офицеров + 94 мичмана + 24 летного состава);
Навигационное вооружение: гирокомпас «Курс-5», 2 лага МГЛ-50, эхолот НЭЛ-6, 2 НРЛС «Дон», радиопеленгатор АРП-50, автопрокладчик АП-3 «Невка-2», ИП «Огонь-50»;
Радиолокационное вооружение: РЛС МР-600 «Восход», РЛС МР-310 «Ангара-А», РЛС РТР МПР-11-16 «Залив», РЛС РЭБ МП-150 и МП-152 «Гурзуф» с комплексом РЭБ ПК-2, РЛС опознавания «Кремний-2М»;
Артиллерия: 2 х 257-мм АК-725, 2 х 145-мм 21-К;
Ракетное вооружение: 2 х 2 ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);
Противолодочное вооружение: 1 х 2 РПК-1 «Вихрь» (8 ракет); 2 х 12 РБУ-6000 (240 бомб);
Минно-торпедное вооружение: 2 х 5 ПТА-53-1123 (позднее демонтированы);
Авиационная группа: 14 вертолетов (12 х Ка-25ПЛ + 2 х Ка-25ПС)
Источник: http://zonwar.ru/