Джон Моффат – человек, предопределивший 80 лет назад, 26 мая 1941 года гибель линкора "Бисмарк".
Джон Моффат родился 17 июня 1919 года в деревне в Суинтон . Когда он был ребенком, его родители переехали в Эрлстон,
Отец Джона, Питер, служил в Королевском флоте во время Первой мировой войны . Питер служил под командованием Чарльза Рамни Самсона, первого человека, который поднял самолет с корабля. Мэри Моффат была оперной певицей- любителем .
В 16 лет Моффат бросил школу и стал работать в транспортной компании
К 1938 году Моффату наскучила жизнь на автобусном вокзале, и он решил подать заявку на должность морского летчика, увидев рекламу, в которой обещали обучение пилотированию. Моффат раньше не занимался летной карьерой, считая, что это выходит за рамки чаяний обычных людей, но теперь воспользовался возможностью и подал заявку на вступление в военно-воздушную армию флота .
В декабре 1939 года Моффат перешел в летную школу в Белфасте. К моменту падения Франции в июне 1940 года Моффат завершил свое обучение и базировался в составе 759-й эскадрильи в Истли . Перед битвой за Британию он дважды сталкивался с самолетами противника. Во время испытаний на Gloster Gladiator , проверяя импровизированную кислородную систему, Моффат достиг высоты 29 000 футов. Во время спуска на него атаковали Messerschmitt Bf 109, но он скрылся в облаках без повреждений.
24 мая 1941 года немецкий линкор « Бисмарк» потопил линейный крейсер «Худ» и повредил линкор «Принц Уэльский».
Уничтожив "Худ" и заставив отступить "Принца Уэлльского" "Бисмарк" стал отходить к французскому порту Сен-Назер. Сразу же за "Бисмарком" пристроились английские крейсера "Норфолк" и "Саффолк" и вскоре к ним присоединился вернувшийся "Принц Уэлльский". Английские корабли сообщали местонахождение "Бисмарка" на другие корабли, занимавшиеся охотой на этот линкор.
Адмиралтейство развернуло сопровождающий лайнер "Британик" линкор "Родни". Командиру линкора было велено присоединиться к охоте на "Бисмарка". Относительно лайнера было сказано просто: "Если лайнер не может идти с вами, оставьте с ним один эсминец и бросьте его к черту".
Через Гибралтарский пролив в море вышла эскадра адмирала Соммервиля в составе линейного крейсера "Ринаун", авианосца "Арк Роял" легкого крейсера "Шеффилд". Петля затягивалась.
Адмирал Лютьенс принял решение "Бисмарку" разойтись с "Принцем Ойгеном" и каждому из кораблей возвращаться самостоятельно.
Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. В полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.
Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Для защиты от налёта были задействованы все зенитные орудия и даже крупнокалиберные пушки, «Бисмарк» увеличил скорость, выполнял манёвры уклонения от торпед. Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры. В 4:01 25 мая «Саффолк» сообщил: «контакт с неприятелем потерян».
Однако на «Бисмарке», по-видимому, продолжали принимать сигналы радара «Саффолка», и в 7:00 утра 25 мая Лютьенс сообщает командованию, что преследование продолжается, а в 9:12 передаёт ещё одну, весьма длинную, радиограмму. Вечером командование сообщает Лютьенсу, что британцы, по-видимому, его потеряли, и приказывает сообщить данные о своём положении и скорости, если это не так. Ответной радиограммы Лютьенс не посылает, но радиоперехват утренних сообщений позволяет британской стороне приблизительно определить местоположение «Бисмарка». Тем не менее Тови ошибочно заключил, что «Бисмарк» направляется к проливу между Исландией и Фарерскими островами, и его соединение начало движение на северо-восток.
Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. В тот момент за штурвалом гидроплана находился Леонард Б. Смит, энсин военно-морских сил США, неофициально, в силу того, что его страна на тот момент не участвовала в войне, состоявший в качестве инструктора, а также второго пилота на гидропланах «Каталина» в 209 эскадрилье RAF. Чтобы избежать плотного зенитного огня, Смит спешно сбросил глубинные бомбы и увёл гидроплан в облака, в дальнейшем потеряв противника из виду. Позднее в этот же день «Бисмарк» был также обнаружен двумя другими американскими пилотами — лейтенантом Джонсоном из 240 эскадрильи RAF и энсином Рейнхартом из 210 эскадрильи RAF. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту корабля авиацию люфтваффе.
Залп "Бисмарка" во время сражения в Датском проливе. 24 мая 1941 года.
В 14:50 с авианосца "Арк Роял"к месту обнаружения "Бисмарка" вылетели торпедоносцы-бипланы "Суордфиш». К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с «Бисмарком» крейсер "Шеффилд», и не оповещённые об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель. После этого плохо показавшие себя в этой атаке магнитные взрыватели на торпедах было решено заменить на контактные.
К 17:40 «Шеффилд» установил визуальный контакт с «Бисмарком» и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройял» начали вторую атаку на «Бисмарк». Две машины велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше атакующих и с трудом различали их на фоне волнующегося моря. Юный отважный британский пилот, 22-летний Джон Моффат добился попадания, которое имело решающее последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, причинив тяжёлое повреждение рулевого механизма и заклинив рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад. Было предложено взорвать руль и управлять кораблем машинами, но Лютьенс не разрешил так поступить.
С борта "Бисмарка" в Германию было передано сообщение: "Корабль потерял управлениe. Мы будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!"
К утру была дана команда остановить машины. Корабль уже был в радиусе действия бомбардировочной авиации Германии, но она не оказала помощи «Бисмарку». Инженер-капитан Юнак запросил мостик о разрешении дать хотя бы малый ход по технической необходимости. С мостика ответили: «Ах, делайте, что хотите». Кораблю был дан малый ход. В 8:15 была в последний раз объявлена боевая тревога.
Команда "Бисмарка" приготовилась умереть, но дорого продать свою жизнь приближающимся англичанам. Первое у них в целом получилось, а вот со вторым возникли проблемы.
Джон Моффат прослужил в палубной авиации всю войну, в 1946 году демобилизовался в звании лейтенант-коммандера (капитан 3 ранга), затем работал управляющим гостиницей, был пилотом-любителем. Умер в 2016 году в возрасте 97 лет.