02 июня 2021

Клеопатра с воротником а-ля Медичи и прочие изыски старинной живописи

В Государственном Музее Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина сейчас проходит выставка «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо (1696 – 1770) и его сына Джандоменико (1727 – 1804)». Нет-нет. Прославленные мастера никогда не жили в Москве и не служили русским царицам, зато картины обоих Тьеполо находились в подмосковном Архангельском и были жемчужинами богатейшей коллекции князей Юсуповых.

Центральные экспонаты – картины из древнеримской истории, посвящённые пикантным событиям I века до Р.Х. «Встреча Антония с Клеопатрой» и «Пир Клеопатры» - торжество декоративной театральности. Антоний выступает в условно-фантазийном облачении, как представляли античность в XVIII столетии. Меня всегда изумляла эта особенность старинной живописи - писать древность в осовремененном антураже...


Джамбаттиста Тьеполо. «Встреча Антония с Клеопатрой». 1745-1747 гг.

Что касается египетской царицы, то её идентифицировать не удаётся вовсе – она одета по моде первой трети XVII столетия – в расшитом платье, под которым угадывается жёсткий корсет и с веерообразно-стоячим воротником, для краткости именуемым «а-ля Мария Медичи». Вольное отношение к антуражу было присуще тогдашней живописи – античность виделась не конкретной датой, но «абсолютным эпическим временем» и обозначалась, как «давным-давно». 

Плюс-минус тысяча лет. Для Тьеполо и I век до нашей эры, и Мария Медичи – это «преданья старины глубокой» (это примерно, как сейчас написать Клеопатру в платье эпохи Ар Нуво). Более того, Клеопатра напоминает симпатичную венецианку 1740-х годов – рыженькую и румяную. Будто бы дочь банкира или адвоката разоделась для маскарада. Остальные участники действа тоже ничем не сигнализируют, что на дворе – эпоха Птолемеев – мелькают испанские воротники-фрезы, рукава с буфами и массивные медальоны. 


Джамбаттиста Тьеполо. «Пир Клеопатры». 1747 год.

Тем не менее, тут изображён легендарный эпизод – решив покорить и ошеломить Антония, царица растворила уникальную жемчужину в чаше с вином, после чего бестрепетно выпила чудовищную взвесь. Этот сюжет был столь востребован, что Тьеполо обращался к нему несколько раз. Из той же серии – «Смерть Дидоны», не вынесшей предательства Энея. Платье, разорванное на груди, со всей вероятностью, не является греческим пеплосом. Массовка одета в уже знакомые плащи, шлемы и панталоны.