125 лет назад, 30 мая 1896 года (по новому стилю) произошла печально знаменитая давка на Ходынском поле, во время которой при раздаче "царских гостинцев", как минимум, 1389 человек насмерть передавили и затоптали друг друга. Еще не менее 700 человек получили увечья.
Вплоть до недавних времен это была крупнейшая в мире трагедия подобного рода (адептам РКМП можно гордиться) и только в 1990 году ее превзошла по количеству жертв давка паломников, направлявшихся на религиозную церемонию в Саудовской Аравии.
Особую досаду вызывает ничтожность повода для чудовищного происшествия. "Гостинцы", ради которых погибли мучительной смертью почти полторы тысячи москвичей (причем - совершенно добровольно и по собственной инициативе), состояли из 450-граммовой булки, 200 граммов колбасы, 150-граммового пряника и маленького мешочка с дешевыми сладостями - леденцы, орехи, изюм, чернослив, александровский рожок (что-то вроде творожного сырка) и сушеный инжир. Самыми ценными компонентами был железный эмалированный стакан с двуглавым орлом и ситцевый платок с видом Кремля и надписью "Въ память народнаго праздника". Все это лежало в бумажном пакете.
И вот из-за этой ерунды сотни тысяч людей, причем в подавляющем большинстве - отнюдь не нищих и не голодных, еще с вечера предыдущего дня потянулись со всей Москвы на Ходынское поле, так как по городу ходили слухи, что подарков на всех не хватит, поэтму надо занять очередь как можно раньше. Самые "предусмотрительные" простояли плотной толпой перед закрытыми раздаточными павильонами всю ночь, и за эту ночь из толпы вынесли 46 покойников, умерших от удушья и сердечных приступов. Но это никого не вразумило.
К утру приток людей усилился, масса народа стала значительно больше и гораздо плотнее. Люди в ней продолжали умирать, но трупы уже невозможно было вытащить, они так и стояли, стиснутые толпой. Многие, не имея возможности выбраться, чтобы справить нужду, буквально "ходили под себя", из-за чего, по рассказам выживших, в толпе стояла жуткая вонь. Люди десятками падали в обморок, точнее, продолжали стоять без сознания, поскольку падать было некуда.
А народ продолжал прибывать. К началу раздачи "гостинцев" на поле собралось примерно 500 тысяч человек, то есть почти половина жителей города! В момент начала раздачи разверзся форменный ад. Толпа с диким остервенением ринуласть к павильонам. Раздатчики в ужасе от того, что их снесут и растопчут, начали швырять охапки пакетов прямо в толпу, а там, где они падали, тут же возникало людское месиво. 1800 полицейских, призванных обеспечивать порядок, ничего не могли сделать, многих из них сбили с ног и затоптали насмерть.
Кошмар продолжался до тех пор, пока не закончились 400 тысяч заготовленных "гостинцев", причем значительная их часть не досталась никому, а была разодрана и втоптана в землю. Сбор трупов продолжался до вечера под аккомпанемент веселых мелодий и бравурных маршей, которые играл оркестр с эстрады, возведенной на другом конце поля, поскольку "праздник" никто не отменил.
Примерно в два часа пополудни Ходынку посетил новоявленный монарх, уже извещенный о трагдии. Но, вопреки фильму "Матильда", на место катастрофы он не пошел и на колени перед погибшими не вставал, а лишь обозначил присутствие и вскоре уехал с супругой на бал во французское посольство, где государыня императрица плясала с графом Монтебелло. Всё это выглядело какой-то дикой фантасмагорией.
О неадекватном поведении Николая Второго после трагедии уже много написано, но я бы акцентировал внимание на другом. Как ни крути, а в самой трагедии его вины не было. В ней полностью виновен сам "народ-богоносец", буквально осатаневший и потерявший человеческий облик, в сущности, из-за копеечной корысти. Увы, это надо признать.
В мире было немало массовых давок с многочисленными жертвами, но все они, кроме Ходынки, произошли либо из-за неконтролируемого страха и паники (например, в Англии в 1943 году, когда во время немецкого авианалета на лестнице в бомбоубежище было задавлено насмерть 173 человека), либо - из-за религиозного и спортивного безумия. И только в России причиной катастрофы такого масштаба стала мелочная алчность. По-моему, это повод всерьез задуматься о нашей национальной психологии.
Те самые стакан и платок.
Тот самый царский пряник.
Жертвы Ходынки, точнее - лишь некоторые из них. Обратите внимание, что босяков и оборванцев среди них нет.
Художник Владимир Маковский в 1897 году нарисовал две акварели, посвященные Ходынке. На первой - начало "веселья", на второй - финал.