10 июня 2021

Они сражались за Сирию



Окончание, начало здесь

Утром 9 июня 1941 года французы отправили свои бомбардировщики в атаку на британские военные корабли у берегов Ливана. На задание вылетели шесть полученных из США "Мартинов-167" и четыре старых "Блоха" МВ-200. Их сопровождала шестерка "Девуатинов", но звено "Харрикейнов", осуществлявшее воздушное прикрытие флота, все же, бросилось в бой. Им сразу удалось сбить два "Блоха", однако на выходе из атаки их обстреляли "Девуатины" и сравняли счет, отправив в воду два английских истребителя. Пилоты - младшие лейтенанты Линч и Кроутер погибли. Третий истребитель сбежал. Обе победы записали на счет уже отличившегося днем ранее Пьера Ле Глоана.

Через час над побережьем вспыхнула новая воздушная схватка, в которой "Девуатин" су-лейтенанта Ривори столкнулся в лобовой атаке с "Харрикейном" сержанта Беккета. Каким-то чудом оба пилота остались живы и выпрыгнули с парашютами (очевидно самолеты столкнулись крыльями), но после приводнения Беккета подняли на палубу своего корабля, а Ривори оказался в плену.

10 июня произошло несколько стычек "Моранов" с "Фулмарами", в которых ни одна из сторон не добилась успехов. Между тем, австралийцы, несмотря на растущее сопротивление, продвигались к Дамаску и Бейруту. 12 июня французам пришлось бросить все свои самолеты, включая истребители, на штурмовку вражеских моторизованных колонн. За это они заплатили двумя "Девуатинами". Зенитчики сбили командира эскадрильи капитана Якоби и сержанта Мирабо. Якоби погиб, а Мирабо уцелел, но при вынужденной посадке в пустыне разбил машину.

13 июня капитан Ришар перехватил и сбил вылетевший на разведку "Бленхейм", все три члена экипажа погибли. На следующий день звено "Девуатинов" вступило в бой с тройкой "Харрикейнов", Французы заявили две победы, англичане - одну, но на самом деле все самолеты благополучно вернулись на базу. Впрочем, не совсем благополучно: "Девуатин" лейтенанта Броделя из-за простреленной покрышки колеса перевернулся при посадке и впоследствии был списан.

Французы испытывали острый недостаток запчастей, поэтому они не имели возможности ремонтировать поврежденные машины. Но 15 июня они получили существенное пополнение: на аэродром Хомс из Франции через Италию и Грецию прилетел 21 "Девуатин", что позволило компенсировать потери и даже немного увеличить численность сирийской авиагруппировки.

В тот же день французским пилотам впервые пришлось драться с истребителями-бипланами Глостер "Гладиатор". Техническое превосходство "Девуатинов" нивелировалось тройным численым перевесом англичан: в бой с шестеркой D-520 вступили 18 "Гладиаторов". Схватка закончилась не в пользу французов: они сбили один самолет, а потеряли два. Лейтенанту Мерцисену пришлось второй раз за неделю совершить вынужденную посадку на вражеской территории, но опять он сумел сбежать.

18 июня "Гладиаторы" застали французов врасплох, атаковав сверху со стороны солнца, и без потерь сбили два "Девуатина". В одном из них погиб лейтенант Буарри, а сержант Пимон попал в плен.

Несмотря на отдельные успехи в воздушных боях, англичан сильно раздражала не снижающаяся активность французской авиации. 23 июня они попытались нанести новый авиаудар по сирийским аэродромам. Однако он закончился для них еще хуже, чем предыдущий. Французы своевременно подняли в воздух истребители и встретили врагов в воздухе. В завязавшейся схватке "Девуатины" сбили три "Харрикейна" и тяжело повредили еще один, а сами потеряли всего один самолет.

Через поласа пара "Девуатинов" обстреляла "Бленхнйм" над еще не взятым англичанами Бейрутом. Экипажу бомбардировщика удалось оторваться от преследования, но лишь для того чтобы разбиться при посадке. Вечером произошел еще один крупный воздушный бой, в котором 10 "Девуатинов" сразились с дюжиной австралийских "Томагавков". Летчики из страны кенгуру оказались серьезным противником - они сбили два истребителя (лейтенант Стюно и сержант Совиньоль погибли) и повредили самолет Ле Глоана ценой потери одной машины. Победу записали капитану Ришару.

26 июня австралийцы еще более удачно выступили в качестве штурмовиков. При атаке на аэродром Раяк они расстреляли на земле пять "Девуатинов" и серьезно повредили еще шесть, в результате чего одна из трех французских истребительных эскадрилий фактически перестала существовать. Однако уцелевшие машины продолжали сражаться.

1 июля они перехватили группу "Бленхеймов", возвращавшихся с боевого задания, и без потерь сбили два бомбардировщика, а через день также без потерь были сбиты два "Харрикейна". 3 июля французские ВВС в Сирии получили последнее пополнение - 17 "Девуатинов", переброшенных из Марокко. 5 июля шестерка D-520 легко расправилась с очередной парой "Харрикейнов".

7 июля пилот "Морана" аджютан-шеф (аналог старшего прапорщика) Амарге одержал уникальную для французов победу, сбив тяжелый бомбардировщик Виккерс "Веллингтон" - единственный самолет этого типа, потерянный англичанами над Сирией. А за два дня до этого ему же удалось сбить "Бленхейм".

10 июля состоялся последний групповой воздушный бой Сирийской войны. Пятерка "Девуатинов", сопровождавшая бомбардировщики "Мартин-167", заметила 12 "Бленхеймов", шедших без прикрытия. Поскольку английских истребителей поблизости видно не было, французы оставили своих "подопечных" и набросились на вражеские бомбардировщики, сбив одну за другой четыре машины. Избиение прекратили вызванные по радио экипажами "Бленхеймов" австралийские "Томагавки". И тут роли сменились. Расстрелявшие почти весь боекомплект "Девуатины" из охотников превратились в дичь. Большинство из них, все же, сумело сбежать, но двоим это не удалось. Один пилот погиб, а второй спасся на парашюте.

11 июля французских летчиков отправили на штурмовку недавно захваченного англичанами аэродрома Пальмира. Добыча была невелика - один легкий одномоторный бомбардировщик "Лайсендер" и два "Гладиатора". В тот же день из-за безнадежности положения на фронте (англичане уже захватили Ливан и 2/3 сирийской территории) командующий французских войск на Ближневосточном ТВД генерал Анри Денц согласился на перемирие.

По условиям соглашения Денца с английским главкомом - генералом Вильсоном британцы оккупировали Сирию, дав французам гарантию беспрепятственной эвакуации всех наземных и воздушных сил. При этом было обговорено, что французские власти не будут мешать тем военнослужащим, которые пожелают вступить в армию Де Голля. Однако таковых не нашлось.

За 33 дня военных действий англичане потеряли в воздушных боях 27 самолетов и еще 14 - по иным причинам (катастрофы, зенитный огонь). Французские потери были гораздо выше - 179 самолетов, но подавляющее большинство из них - поврежденные и неисправные машины, уничтоженные собственными пилотами или просто брошенные на аэродромах при отступлении.

Эскадрильи "Девуатинов" одержали 25 подтвержденных противником воздушных побед, а сами при этом потеряли 11 машин. Семь D-520 было уничтожено на земле при штурмовках аэродромов и еще 14 - разбились в авариях, либо были списаны из-за поломок и боевых повреждений. Эскадрилья "Моранов", которая занималась почти исключительно штурмовками наземных целей, потеряла в воздушных боях и от зенитного огня 16 машин и сбила, как минимум, три самолета. Ее небоевые потери - неизвестны.

На заставке - французский фронтовой бомбардировщик американского производства "Мартин-167" летит над сирийским побережьем в сопровождении "Девуатина". Рисунок польского художника Ярослава Вробеля.


Английский истребитель "Гладиатор в "африканско-ближневосточном" камуфляже и бомбардировщик "Бленхейм" Mk.IV ВВС "Свободной Франции".


Бомбардировщик "Блох" МВ-200. Эти архаичные и сильно изношенные аэропланы французы были вынуждены исспользовать в Сирии из-за нехватки более современных машин.


Французы готовят "Мартин-167" к боевому вылету.


Австралийцы позируют возле "Моранов", брошенных французами при отступлении на авиабазе Раяк.