03 июня 2021

Рельсовые броненосцы янки и дикси

image007

Коль скоро сегодня речь зашла о ранних бронепоездах, нелишне будет вспомнить о самых первых представителях этого вида военной техники. Тем более что в нынешнем году у бронепоездов юбилей. Ровно 160 лет назад, в начале американской гражданской войны в Филадельфии был построен первый в мире броневагон под названиием "Рельсовый монитор" (Railroad Monitor).

Согласно книге американского историка Эдвина Александера Civil War Railroads & Models, он предназначался не для фронта, а для патрулирования тыловых железных дорог в районе Балтимора с целью предотвращения диверсий. Стимулом к его строительству стали действия партизан-конфедератов, которые сожгли несколько деревянных железнодорожных мостов.

Правда, не совсем понятно, зачем в "антитеррористический" броневагон воткнули старую 12-фунтовую дульнозарядную пушку "Наполеон". Возможно, просто для острастки. 
Вагон имел железную противопульную броню.

Frank_Leslie
Гравюра из американского еженедельника "Харперс Уикли" времен гражданской войны с изображением первого "Рельсового монитора". Как видно, он был сделан на базе крупного четырехосного вагона пулмановского типа. Маленькие круглые отверстия вверху - бойницы для ружей.
image003
Чертеж "Рельсового монитора". Все размеры указаны в ярдах.

Вскоре у федералов появился второй "Монитор", вооруженный двумя "Наполеонами", направленными в разные стороны. Этот броневагон также служил для защиты железнодорожных объектов от диверсантов.
.
rail monitor63
Второй "Рельсовый монитор" в районе Булл Ран. Снимок 1862 года.
image005
Чертеж второго "Рельсового монитора".
.
Третий "Монитор", на котором стояли уже три пушки, северяне, наконец, решились отправить на фронт и послать в бой. Однако решение оказалось неудачным. В первом же сражении у Милл Фолк 1 августа 1864 года меткий пушечный выстрел конфедератов сразу вывел из строя паровоз и парализовал состав. Затем еще один снаряд пробил борт броневагона, убив нескольких солдат.

Уцелевшие члены команды, убедившись, что тонкая броня не защищает от артиллерии, выскочили из вагона и бросились бежать. Честь первой в истории победы над бронепоездом принадлежит наводчику легкой полевой артбатареи южан Джорджу Мак Элви, а северяне больше не пытались применять бронепоезда в регулярном бою.

От третьего "Рельсового монитора" осталась только эта гравюра.
.
Надо заметить, что "Мониторы" не являлись бронепоездами в полном смысле слова, поскольку у них не были забронированы паровозы. Возможно, их создатели считали, что толстое котельное железо само по себе служит достаточной защитой от безоболочечных свинцовых пуль тогдашних ружей. Однако риск, которому подвергались машинист и кочегар, нельзя назвать оправданным.

У южан первая блиндированная железнодорожная установка была построена в Ричмонде по предложению командующего артиллерией конфедератов генерала Горджеса летом 1862 года. Автор проекта - лейтенант Джон Брукс.
Установка получила название Lady Merrimac (согласно другому источнику, Dry Land Merrimac).

Она была вооружена 32-фунтовым дульнозарядным морским орудием. Защиту спереди обеспечивал наклонный щит из толстых досок, к которому были прикреплены отрезки рельсов. Сзади и с боков защита отсутствовала. Расчет орудия составляли 13 человек, масса установки - 26 тонн.
.
image0082
Первая Lady Merrimac.
.
В дальнейшем конфедераты построили еще, несколько подобных установок. По крайней мере, одна из них имела полную защиту из деревянных брусьев, усиленных коваными железными полосами. Как видно на рисунке, вражеские пули и осколки снарядов оставляли на них лишь неглубокие вмятины. Но почему американцы так и не додумались до бронировки паровоза, я понять не могу.



Более широкое распространение в армиии Юга получили "броневагоны", блиндированные тюками с прессованным хлопком. Эта "броня" была наиболее дешевой и доступной в Диксиленде, но она обеспечивала защиту лишь от гладкоствольных ружей и винтовочных пуль на излете, а от снарядов и ядер - совершенно не спасала.



Северяне, познакомившись с "Леди Мерримак" позаимствовали идею и сделали две собственных аналогичных орудийных платформы, но - гораздо более мощных и лучше защищенных. Их орудия и расчеты имели прикрытие не только спереди, но и с боков. Внизу - две фотографии и чертеж одной из них.

Это 60-фунтовое нарезное орудие Пэррота, установленное на 14-колесном шасси и блиндированное трехслойными щитами из деревянных брусьев максимальной толщиной, судя по фото, около полуметра. Такая защита удерживала не только пули, но и ядра небольшого калибра на дальних дистанциях. Данная установка, которую с определенной натяжкой можно назвать броневагоном, использовалась северянами на заключительном этапе войны в боях под Петербургом и Ричмондом.



В заголовке приведен рисунок солдата федеральной армии Роберта Снедена, на котором он по памяти изобразил атаку бронепоезда конфедератов под перекрестным ружейным огнем северян. За орудийной бронеплощадкой следуют платформы со стрелками, блиндированные тюками с хлопком. Паровоз же снова не имеет никакой защиты. В общем, можно констатировать, что люди, решившиеся на такую атаку, были отчаянными парнями...