02 августа 2022

Окраска и знаки самолетов палубной авиации и авиации морской пехоты ВМС США 1940 – 1945

01 взлет заставка (574x430, 261Kb)

Уж не знаю, нужна ли кому эта инфа. Но лично мне было интересно покопаться и «расставить все по полочкам». Ну, и на всякий случай публикую – может, кому-то это сгодится…

До января 1941 г. самолеты американской палубной авиации несли «антикамуфляж»: фюзеляжи имели цвет полированного металла или светло-серый цвет; крылья сверху окрашивались в желтый цвет и имели цветные наклонные полосы. Цветные полосы наносились так же поперек фюзеляжа, а киль и часто капот окрашивались в яркие цвета, обозначавшие принадлежность самолета к той или иной эскадрилье. Лопасти винтов были черными только с внутренней поверхности, обращенной к кабине самолета; внешние стороны имели цвет металла. На законцовки лопастей наносилась предупреждающая яркая маркировка из трех сантиметровых полосок (красная, желтая, синяя). Опознавательные знаки (белая пятиконечная звезда в синем круге; в центре звезды имелся маленький красный круг) наносились на оба крыла сверху и снизу. А на самолетах, патрулировавших Атлантику после начала 2МВ, но до вступления в нее США, госзнаки наносились еще и на борта фюзеляжа перед фонарем кабины. Кроме того, на борта фюзеляжа белой, но чаще черной краской наносилась маркировка, обозначавшая номер эскадрильи, назначение самолета и его порядковый номер в эскадрилье (например, «2-F-7»: 2я эскадрилья – истребитель – 7й самолет). Каждая эскадрилья имела свою маркировку: VF - истребительная, VB - бомбардировочная, VS - разведывательная, VT - торпедоносная. По сторонам фюзеляжей перед хвостовым оперением самолетов (обычно крупных ударных) черной краской наносилась надпись US NAVY. В авиации морской пехоты указывалось только назначение самолета и его порядковый номер (например, «MF-15» – истребитель морской пехоты); или только порядковый номер.
02 окрас 1940 (652x279, 106Kb)
Варианты окраски палубных самолетов США в 1939-1940 гг.

С начала января 1941 г (распоряжение от 30.12.1940) самолеты палубной авиации США обязаны были нести светло-серый цвет на всех поверхностях (краска применялась матовая). Винты начали окрашивать черным цветом с обеих сторон. В октябре 1941 вышло распоряжение оставить в светло-серой окраске нижние поверхности, а верхние покрывать серо-голубым цветом. Такой вид имели самолеты палубной авиации в момент нападения японцев на Перл-Харбор.
Почти через месяц после начала войны против Японии - 5 января 1942 г. - было дано распоряжение значительно увеличить размеры государственных знаков, а так же нанести госзнаки на борта фюзеляжей позади кабины пилота. Так же для облегчения опознавания «свой-чужой» вертикальные рули самолетов приказали раскрасить 13-ю горизонтальными чередующимися полосами (7 красных, 6 белых). Но уже в мае командование предписало убрать с рулей красные и белые полосы, а также красные круги из цента звезд, и надписи US NAVY.
03 окрас 1942 (643x408, 177Kb)

В октябре 1942 эскадрильи разного назначения, ранее то и дело передававшиеся с авианосца на авианосец, были собраны в Группы, приписанные только к конкретному авианосцу; каждая Группа получила свой номер. С этого момента на самолетах обычно наносились только порядковые номера машин, без указания кодов эскадрилий.
В феврале 1943 последовало новое изменение окраски морских самолетов – теперь на них было предписано наносить трехцветный камуфляж. При сохранении светло-серого матового низа верхние поверхности самолетов покрывались «морским синим» полуматовым цветом; а между светлой и темной поверхностями наносился «переходный средний» матовый тон, нивелировавший контраст цветов.
Одновременно с введением трехцветного камуфляжа изменили и расположение госзнаков. С того же февраля 1943 белые звезды в синем круге наносились только на верхней поверхности левого, и на нижней поверхности правого крыла; кокарды по бортам фюзеляжа остались на месте. А 29 июня 1943 г. госзнаки были модифицированы: к ним добавили два белых прямоугольника по обеим сторонам звезды; к тому же эти прямоугольники и синий круг получили красную окантовку. Правда, продержалась красная окантовка на самолетах всего полтора месяца – уже в середине августа ее заменили на синюю. В этом варианте опознавательный государственный знак авиации США и продержался на самолетах до конца войны.
04 знаки 1943 (646x366, 150Kb)
Примеры трехцветного камуфляжа и изменения расположения и расцветки государственных знаков морской авиации США в 1943 г.

С 22 декабря 1943 порядковый номер самолета в эскадрилье стали наносить на обеих сторонах киля; бортовые номера на фюзеляже при этом иногда убирались, но часто сохранялись. Тогда же на самолетах авианосцев, действовавших в Тихом океане, стали широко использоваться геометрическое обозначение авианосных Групп (отдельные случаи использования таких обозначений при операциях спорадически применялись еще с августа 1943, но широко это распространилось и стало постоянным только к концу года). Эти геометрические обозначения наносились обычно белой краской на обеих сторонах киля рядом с номерами самолетов..
05 знаки 1943-44 (651x269, 102Kb)
Пример геометрических обозначений некоторых авианосных Групп США. 1943-1944 гг.

В марте 1944 морская авиация США опять (уже в который раз!) сменила схему камуфляжа. Теперь самолеты было положено полностью красить в блестящий «морской синий» цвет; а так как покрывавший всю машину «морской синий» был почти неотличим от синей окантовки госзнаков, на самолеты теперь часто наносились только их белые элементы – звезды и прямоугольники.
06 окрас 1944 (625x461, 167Kb)
Примеры полностью синего камуфляжа морской авиации США в 1944-1945 гг.

Правда, несмотря на распоряжение полностью окрашивать «палубники» синим цветом, некоторые авианосные ударные «Хэллдайверы» и «Эвенджеры» до самого конца войны несли отмененный трехцветный камуфляж. Ведь тем же приказом предписывалось оставить трехцветный камуфляж патрульным и патрульно-бомбовым самолетам, разведывательным машинам и гидропланам. А самолеты ПЛО (противолодочной обороны) вообще получили особую, серо-белую окраску. Они окрашивались в «серый цвет чайки» и в «блестящий белый»; преобладание того или иного цвета зависело от района применения самолета. Там, где обычно стояла ясная безоблачная погода, «серый цвет чайки» спускался с верхних поверхностей машины и на ее боковые поверхности. В районах же с частой ненастной погодой, где небо обычно затянуто тучами, противолодочные самолеты почти полностью окрашивались «блестящим белым», оставляя серый цвет только на верхних плоскостях.
07 окраска ПЛО (647x393, 149Kb)
Примеры особого камуфляжа противолодочных самолетов для ясных и ненастных районов применения

27 января 1945 командующий авиацией США на Тихом океане отменил использовавшиеся в 1944 г. хвостовые геометрические знаки авианосных групп, и выпустил разработанный его штабом атлас новых геометрических символов принадлежности самолетов к тому или иному авианосцу. Эти фигуры размещались не только на вертикальном хвостовом оперении, но также и на концах крыльев или элеронах (сверху - на правом крыле, и снизу – на левом).
08 знаки 1945 (647x378, 169Kb)
Пример геометрических обозначений некоторых авианосных Групп США. Начало 1945 г.

Но уже ровно через полгода, 27 июля 1945, от геометрических фигур для обозначения самолетов моряки вообще отказались – пилоты плохо их запоминали, и это постоянно порождало путаницу и неразбериху. Поэтому было решено, что принадлежность самолета авианосцу будет теперь обозначаться зарезервированными за каждым кораблем одной-двумя белыми буквами. Их положено наносить по обеим сторонам вертикального оперения, а так же на верхней плоскости правого и нижней плоскости левого крыла. Эта система обозначений и соблюдалась до самого конца войны:
09 литеры авианосцев (610x418, 154Kb)

10 Хэллдайвер ночной (642x262, 55Kb)
Пример обозначения принадлежности самолета авианосной группе нанесением литеры на вертикальное оперение

Приведенный выше пример обозначения литерой принадлежности к определенному авианосцу одновременно иллюстрирует и особый черный камуфляж, принятый для ночных самолетов еще в январе 1942 г. Однако длительное время этот матовый черный цвет видимо не использовался – по крайней мере, мне не попадались изображения или фото окрашенных так самолетов периода 1942-1943 гг. Но в 1944-1945 черную ночную окраску несли уже многие самолеты: распространение малых бортовых локаторов привело к увеличению численности «ночников» и активации ночных операций – как истребительных, так и противолодочных, и противокорабельных.