Уж не знаю, нужна ли кому эта инфа. Но лично мне было интересно покопаться и «расставить все по полочкам». Ну, и на всякий случай публикую – может, кому-то это сгодится…
До января 1941 г. самолеты американской палубной авиации несли «антикамуфляж»: фюзеляжи имели цвет полированного металла или светло-серый цвет; крылья сверху окрашивались в желтый цвет и имели цветные наклонные полосы. Цветные полосы наносились так же поперек фюзеляжа, а киль и часто капот окрашивались в яркие цвета, обозначавшие принадлежность самолета к той или иной эскадрилье. Лопасти винтов были черными только с внутренней поверхности, обращенной к кабине самолета; внешние стороны имели цвет металла. На законцовки лопастей наносилась предупреждающая яркая маркировка из трех сантиметровых полосок (красная, желтая, синяя). Опознавательные знаки (белая пятиконечная звезда в синем круге; в центре звезды имелся маленький красный круг) наносились на оба крыла сверху и снизу. А на самолетах, патрулировавших Атлантику после начала 2МВ, но до вступления в нее США, госзнаки наносились еще и на борта фюзеляжа перед фонарем кабины. Кроме того, на борта фюзеляжа белой, но чаще черной краской наносилась маркировка, обозначавшая номер эскадрильи, назначение самолета и его порядковый номер в эскадрилье (например, «2-F-7»: 2я эскадрилья – истребитель – 7й самолет). Каждая эскадрилья имела свою маркировку: VF - истребительная, VB - бомбардировочная, VS - разведывательная, VT - торпедоносная. По сторонам фюзеляжей перед хвостовым оперением самолетов (обычно крупных ударных) черной краской наносилась надпись US NAVY. В авиации морской пехоты указывалось только назначение самолета и его порядковый номер (например, «MF-15» – истребитель морской пехоты); или только порядковый номер.
Варианты окраски палубных самолетов США в 1939-1940 гг.
С начала января 1941 г (распоряжение от 30.12.1940) самолеты палубной авиации США обязаны были нести светло-серый цвет на всех поверхностях (краска применялась матовая). Винты начали окрашивать черным цветом с обеих сторон. В октябре 1941 вышло распоряжение оставить в светло-серой окраске нижние поверхности, а верхние покрывать серо-голубым цветом. Такой вид имели самолеты палубной авиации в момент нападения японцев на Перл-Харбор.
Почти через месяц после начала войны против Японии - 5 января 1942 г. - было дано распоряжение значительно увеличить размеры государственных знаков, а так же нанести госзнаки на борта фюзеляжей позади кабины пилота. Так же для облегчения опознавания «свой-чужой» вертикальные рули самолетов приказали раскрасить 13-ю горизонтальными чередующимися полосами (7 красных, 6 белых). Но уже в мае командование предписало убрать с рулей красные и белые полосы, а также красные круги из цента звезд, и надписи US NAVY.
В октябре 1942 эскадрильи разного назначения, ранее то и дело передававшиеся с авианосца на авианосец, были собраны в Группы, приписанные только к конкретному авианосцу; каждая Группа получила свой номер. С этого момента на самолетах обычно наносились только порядковые номера машин, без указания кодов эскадрилий.
В феврале 1943 последовало новое изменение окраски морских самолетов – теперь на них было предписано наносить трехцветный камуфляж. При сохранении светло-серого матового низа верхние поверхности самолетов покрывались «морским синим» полуматовым цветом; а между светлой и темной поверхностями наносился «переходный средний» матовый тон, нивелировавший контраст цветов.
Одновременно с введением трехцветного камуфляжа изменили и расположение госзнаков. С того же февраля 1943 белые звезды в синем круге наносились только на верхней поверхности левого, и на нижней поверхности правого крыла; кокарды по бортам фюзеляжа остались на месте. А 29 июня 1943 г. госзнаки были модифицированы: к ним добавили два белых прямоугольника по обеим сторонам звезды; к тому же эти прямоугольники и синий круг получили красную окантовку. Правда, продержалась красная окантовка на самолетах всего полтора месяца – уже в середине августа ее заменили на синюю. В этом варианте опознавательный государственный знак авиации США и продержался на самолетах до конца войны.
Примеры трехцветного камуфляжа и изменения расположения и расцветки государственных знаков морской авиации США в 1943 г.
С 22 декабря 1943 порядковый номер самолета в эскадрилье стали наносить на обеих сторонах киля; бортовые номера на фюзеляже при этом иногда убирались, но часто сохранялись. Тогда же на самолетах авианосцев, действовавших в Тихом океане, стали широко использоваться геометрическое обозначение авианосных Групп (отдельные случаи использования таких обозначений при операциях спорадически применялись еще с августа 1943, но широко это распространилось и стало постоянным только к концу года). Эти геометрические обозначения наносились обычно белой краской на обеих сторонах киля рядом с номерами самолетов..
Пример геометрических обозначений некоторых авианосных Групп США. 1943-1944 гг.
В марте 1944 морская авиация США опять (уже в который раз!) сменила схему камуфляжа. Теперь самолеты было положено полностью красить в блестящий «морской синий» цвет; а так как покрывавший всю машину «морской синий» был почти неотличим от синей окантовки госзнаков, на самолеты теперь часто наносились только их белые элементы – звезды и прямоугольники.
Примеры полностью синего камуфляжа морской авиации США в 1944-1945 гг.
Правда, несмотря на распоряжение полностью окрашивать «палубники» синим цветом, некоторые авианосные ударные «Хэллдайверы» и «Эвенджеры» до самого конца войны несли отмененный трехцветный камуфляж. Ведь тем же приказом предписывалось оставить трехцветный камуфляж патрульным и патрульно-бомбовым самолетам, разведывательным машинам и гидропланам. А самолеты ПЛО (противолодочной обороны) вообще получили особую, серо-белую окраску. Они окрашивались в «серый цвет чайки» и в «блестящий белый»; преобладание того или иного цвета зависело от района применения самолета. Там, где обычно стояла ясная безоблачная погода, «серый цвет чайки» спускался с верхних поверхностей машины и на ее боковые поверхности. В районах же с частой ненастной погодой, где небо обычно затянуто тучами, противолодочные самолеты почти полностью окрашивались «блестящим белым», оставляя серый цвет только на верхних плоскостях.
Примеры особого камуфляжа противолодочных самолетов для ясных и ненастных районов применения
27 января 1945 командующий авиацией США на Тихом океане отменил использовавшиеся в 1944 г. хвостовые геометрические знаки авианосных групп, и выпустил разработанный его штабом атлас новых геометрических символов принадлежности самолетов к тому или иному авианосцу. Эти фигуры размещались не только на вертикальном хвостовом оперении, но также и на концах крыльев или элеронах (сверху - на правом крыле, и снизу – на левом).
Пример геометрических обозначений некоторых авианосных Групп США. Начало 1945 г.
Но уже ровно через полгода, 27 июля 1945, от геометрических фигур для обозначения самолетов моряки вообще отказались – пилоты плохо их запоминали, и это постоянно порождало путаницу и неразбериху. Поэтому было решено, что принадлежность самолета авианосцу будет теперь обозначаться зарезервированными за каждым кораблем одной-двумя белыми буквами. Их положено наносить по обеим сторонам вертикального оперения, а так же на верхней плоскости правого и нижней плоскости левого крыла. Эта система обозначений и соблюдалась до самого конца войны:
Пример обозначения принадлежности самолета авианосной группе нанесением литеры на вертикальное оперение
Приведенный выше пример обозначения литерой принадлежности к определенному авианосцу одновременно иллюстрирует и особый черный камуфляж, принятый для ночных самолетов еще в январе 1942 г. Однако длительное время этот матовый черный цвет видимо не использовался – по крайней мере, мне не попадались изображения или фото окрашенных так самолетов периода 1942-1943 гг. Но в 1944-1945 черную ночную окраску несли уже многие самолеты: распространение малых бортовых локаторов привело к увеличению численности «ночников» и активации ночных операций – как истребительных, так и противолодочных, и противокорабельных.