Освободитель Афин
Войны между полководцами Александра не прекращались. В 307 году до н. э. Антигон и Деметрий продолжили войну против Кассандра (Македония) и Птолемея (Египет).
Деметрий повёл флот на Афины. Македонский гарнизон принял флот сына Антигона за союзный флот Птолемея, поэтому не закрыл гавань. Войска Деметрия сходу взяли порт Пирей. Афины сдались, а их правитель Деметрий Фалерский отправился в изгнание. Через несколько месяцев войскам сына Антигона сдался македонский гарнизон в крепости Мунихия — Аттика была освобождена.
В июле 307 года до н. э. Деметрий присутствовал на народном собрании Афин. Царевич провозгласил полис свободным — ни в самих Афинах, ни в Пирее не должны были размещаться гарнизоны царей. Афины вновь стали демократией.
Антигон и Деметрий удостоились почестей, которых не получал ни один из выдающихся афинских политиков и полководцев прошлых веков. Отец и сын стали почитаться в Аттике как боги-спасители. Их культ получил жертвоприношения, спортивные состязания и жреца. Исторически афинский полис делился на 10 территориальных единиц (фил). Теперь фил стало 12. И первым в новом списке фил были Антигонида и Деметриада. 50 представителей каждой филы образовывали Совет пятисот. Теперь он стал Советом шестисот. К двум «священным» триерам афинского флота добавились ещё две, тоже названные в честь Антигона и Деметрия.
Афинян, которым вернули демократию, не уставали демонстрировать преданность царям-освободителям. Годы после освобождения отметились лихорадочной активностью народного собрания — за одно заседание принималось несколько декретов. Многие из них предоставляли почести приближённым Деметрия.
Война за Кипр
В 306 году до н. э. Деметрий повёл свои войска на Кипр, который был владением Птолемея. У сына Антигона было 15 тысяч воинов и больше 100 боевых кораблей. Но главное, Деметрий больше не был тем неопытным и самоуверенным полководцем. Для начала он построил укреплённый лагерь, защищённый рвом и частоколом (Деметрий явно не забыл, как беспечность врага подарила ему победу в Сирии).
Вслед за этим войска Деметрия взяли два кипрских города, и полководец пошёл на Саламин, крупнейший город Кипра. В нескольких километрах от Саламина Деметрий встретил армию Менелая, младшего брата Птолемея с 13 тысячами воинов.
В последовавшей битве Деметрий и его воины одержали полную победу: тысяча воинов Менелая погибла, ещё 3 тысячи попали в плен. Деметрий включил пленников в своё войско, но многие бежали обратно к Менелаю. Тогда полководец переправил оставшихся к отцу в Антигонию-на-Оронте.
Одержав победу в поле, Деметрий приступил к осаде Саламина. Флот Деметрия нанёс поражение флоту Менелая и замкнул кольцо осады с моря. С суши стены обстреливали катапульты Деметрия. Тем временем его мастера трудились над новыми боевыми машинами — таранами и исполинским Элеполисом. Элеполис представлял собой 9-этажную башню, на разных уровнях которой размещались катапульты и оксибелы (стрелковые орудия).
Орудия Элеполиса и тараны несколько дней крушили стены Саламина. Наконец, Менелай организовал ночную вылазку, и его воины уничтожили осадную башню и несколько других машин.
Осада затягивалась, и Деметрий стал готовиться к встрече с основными силами Птолемея. Вскоре эскадра правителя Египта остановилась на западе Кипра. У Птолемея было 140 боевых кораблей, сотни транспортов, на которых разместилось 10 тысяч воинов. Ещё 60 кораблей стояли блокированными в гавани Саламина.
Деметрий сделал ставку на морскую битву. Птолемей надеялся прорваться к гавани Саламина, чтобы объединить свой флот с остатками флота Менелая. Деметрию стало известно о плане врага, поэтому, когда на рассвете эскадра Птолемея приблизилась к Саламину, её моряки увидели готовый к бою флот Деметрия.
План сына Антигона был рискованным. Он оставил только 10 кораблей сторожить узкий выход из гавани Саламина, чтобы получить численный перевес над Птолемеем. Менелай мог прорваться из гавани ударить с тыла до того, как флот Деметрия успел бы развернуться.
Деметрий усилил левый фланг своего боевого порядка. Там же находился он сам. Источники подчёркивают ярость этого сражения. При сближении в ход шли снаряды баллист и стрелы, на близком расстоянии — дротики. Наконец, корабли сходились для абордажа. Деметрий находился на палубе. Один его телохранитель был убит, двое других получили тяжёлые раны, прежде чём правый фланг врага был разгромлен.
Вслед за тем потерпел поражение и центр вражеской эскадры. Сам Птолемей одержал победу над правым флангом Деметрия, но, увидев разгром остальных своих сил, отступил с остатками флота. Возможно, прояви правитель Египта больше выдержки, исход боя был бы иным. 60 кораблей Менелая смогли прорваться из гавани. Но к этому времени Птолемея уже отступил, и саламинской эскадре оставалось только вернуться в гавань.
Десятки кораблей Птолемея были захвачены. Более того, было захвачено около 100 транспортов, а размещённые на них воины попали в плен. Среди пленников оказались и приближённые правителя Египта. В частности, его сын от Таис Афинской Леонтиск. Деметрий благородно отпустил сына своего врага без выкупа.
После битвы Менелай сдал Саламин. Вслед за этим сдались и другие города Кипра. По словам Плутарха и Диодора, около 16 тысяч бывших воинов Птолемея сдались Деметрию. Победитель позволил им уйти, не требуя выкупа, а также принял на службу тех, кто захотел ему служить.
Царь Деметрий
После победы Антигон провозгласил себя и Деметрия и царями. Тем самым он заявил претензии на всю империю Александра. Вслед за этим Антигон и Деметрий попытались добить Птолемея.
Антигон тщательно готовился к трудной кампании. Он заключил союз с арабами, и они предоставили армии царя верблюдов для перевозки пайка. Хотя флот Деметрия пострадал от шторма, сын Антигона привёл его к Пелузию.
Пока Антигон стоял около Пелузия, Деметрий попытался высадить войска в тылу у Птолемея. Попытки молодого царя найти место для высадки оказались неудачными — на берегу их ждали готовые к бою египетские войска. Деметрию пришлось возвращаться ни с чём. Антигон принял решение отступать в Сирию.
В 305 году до н. э. Деметрий возглавил ещё одну кампанию. В этот раз он должен был взять островной полис Родос. Ранее родосцы были союзниками Антигона и Деметрия, но в 305 году до н. э. они отказались предоставить царям свои гавани. Хотя сын Антигона вновь тщательно подготовил поход, осада оказалась трудной. Родосцы умело защищались, кроме того, им помогали соперники Антигона — Кассандр, Лисимах и Птолемей.
В 304 году до н. э. Деметрий заключил с Родосом мир. Полис сохранял автономию, но оставался союзником Антигона. Кроме того, родосцы выдали царю заложников. Две знаменитые осады, Саламина и Родоса, подарили молодому царю прозвище Полиоркет (Осаждающий города).
Дорога к Ипсу
В 304 году до н. э. Деметрий вернулся в Грецию. Пока Деметрий воевал в других местах, Кассандр попытался отвоевать Афины. В 304 году до н. э. его войска осадили город, который спасло только возвращение Деметрия. Сын Антигона высадился в Беотии, и Кассандр вынужден был отступить в Македонию. К войскам Деметрия присоединился отборный корпус афинских добровольцев.
Среди взятых в плен приближённых Птолемея была афинская гетера Ламия. Она не вернулась в Египет и осталась с Деметрием. К тому времени у полководца было две жёны. Предыдущие браки были продиктованы политикой. Ламия стала его спутницей на долгие годы и, судя по всему, любовью. По данным античных авторов, Ламия была дочерью богатого афинянина Клеанора.
Ламия была с Деметрием, когда он в 304 году до н. э. вернулся в Афины. Любовники были вместе несколько лёт, но в 302 году до н. э. имя Ламии пропадает из источников. Допускают, что она могла умереть родами. Дочь Деметрия и Ламии получала имя Фила (как у первой жены молодого царя). Вероятно, она была отправлена в столицу Антигонидов, где воспитывалась с остальными детьми Деметрия.
Зиму 304−303 годов до н. э. царь и Ламия провели в Афинах. События этой зимы создали ему скандальную репутацию в глазах и современников и потомков. Писатели с удовольствием пересказывали истории о разврате правителя, который посчитал себя равным богам. Царь поселился в Парфеноне, одном из важнейших храмов Афин, и дерзко называл себя младшим братом богини Афины. Там же, в Парфеноне, он развлекался как со знаменитыми гетерами Афин, так и с красивыми афинскими юношами.
Весной 303 года до н. э. Деметрий двинулся на Пелопоннес. Царь хотел уничтожить в Греции влияние своего врага Кассандра. Полиоркет отвоевал у врагов основные города полуострова — Аргос, Сикион и Коринф. По приказу Деметрия, Сикион был перенесён на возвышенность. Граждане Сикиона удостоили царя божественных почестей и звания «основателя». Сикион на короткое время даже был переименован в Деметриаду.
Коринф, один из самых укреплённых городов Греции, стал оплотом для Деметрия и его наследников в последующие годы. Сам Деметрий взял его благодаря тому, что его сторонники открыли ворота.
Другой город, Орхомен, не открыл Деметрию ворота. Командир македонского гарнизона не только отказался сдаться, но и выкрикивал оскорбления, стоя на стене. Орхомен был взят. Деметрий приказал распять командира гарнизона и 80 воинов. Ещё 2 тысячи защитников Орхомена вошли в армию Деметрия. За 15 лет войн Полиоркет впервые проявил откровенную жестокость.
Вслед за этим Деметрий повернул в Арголиду и взял Аргос. Город сдался без боя, потому что защищавший его брат Кассандра Плистарх бежал накануне. В результате кампании 303 года до н. э. Деметрий подчинил Центральную Грецию и север Пелопоннеса.
Во время войн с соперниками Антигон и Деметрий прикрывались лозунгами «свободы Греции». Они изгоняли македонские гарнизоны и тиранов, которых назначал Кассандр. Итогом политики царей стало возрождение Коринфского союза в 302 году до н. э.
Устав нового союза сохранился в виде фрагментов. «Свобода греков» была для царей только лозунгом. Согласно уставу Антигон и Деметрий были главами Коринфского союза. Члены союза клялись, что будут верны им и их потомкам.
В 302 году до н. э. Антигон и Деметрий были на вершине могущества. Под их властью была значительная часть Греции, Малая Азия, Сирия, острова Эгеиды. Чтобы сломить их, вновь заключили союз Кассандр, Лисимах, Птолемей и Селевк. Все они уже провозгласили себя царями.
Антигон приказал сыну возвращаться в Малую Азию. Летом 301 года до н. э. Антигон и Деметрий дали бой объединённой армии Лисимаха, Селевка и Кассандра. Античные авторы возлагали вину за поражение на Деметрия. Якобы, молодой царь увлёкся преследованием врага и бросил отца. В любом случае, Антигон был разбит и погиб. Вместе с ним рухнула и империя.
Но Деметрий уцелел. Сыну Антигона было 36, и он не готов был смириться с гибелью своего царства.