Нет, это не об эпической битве Шерлока Холмса со злодеем Мориарти у Райхенбахского водопада, а о совсем другой баталии, которая произошла ровно 260 лет назад, 16 августа 1762 года. Несмотря на то, что она была вполне реальна и несравнимо более масштабна, знают о ней гораздо меньше благодаря силе художественного слова Артура Конан Дойля.
Речь идет об одном из последних сражений Семилетней войны, в котором прусский король Фридрих Второй у силезского городка Райхенбах в очередной раз навалял своему постоянному противнику - австрийскому фельдмаршалу с говорящей фамилией Даун. Впрочем, в те времена это слово, разумеется, еще не несло негативной коннотации.
К моменту этой битвы Россия - бывшая союзница Австрии - по прихоти императора Петра Третьего, считавшего Фридриха своим кумиром, уже вышла из войны, вывела из Германии свои войска и вернула Пруссии все завоеванные территории. А без нее Дауну совсем ничего не светило.
Тем не менее, он во главе 48-тысячной армии попытался деблокировать осажденную прусаками силезскую крепость Швейдниц. Фридриху пришлось разделить свою армию, оставив значительные силы для продолжения блокады, а с остальными он выступил против Дауна. У него было не более 25 тысяч солдат, но он занял крепкую позицию на вершине холма.
Даун окружил эту позицию с трех сторон, однако, все его атаки были отбиты. А когда австрийский фельдмаршал получил донесение, что к прусакам движется сильное подкрепление в виде кавалерийского корпуса генерала фон Вернера, он распорядился прекратить атаковать и отойти на исходные позиции. В результате осада Швейдница продолжилась и через месяц крепость капитулировала.
Прусаки потеряли 138 человек убитыми, 618 - ранеными и 234 - пленными, а австрийцы - порядка 800 убитыми и ранеными (без разбивки) и 340 - пленными. Кроме того, прусаки захватили пять знамен, а при отступлении Даун бросил 18 орудий. После того как Россия вышла из игры окончательная победа Пруссии в семилетнем противостоянии почти ни у кого не вызывала сомнений и битва при Райхенберге это подтвердила. 24 ноября война закончилась.
Остается лишь добавить, что, из-за каприза одного коронованного придурка, гибель в этой войне 138 тысяч русских солдат и офицеров оказалась совершенно напрасной. Таковы суровые реалии абсолютизма.
На заставке - Фридрих Прусский и фельдмаршал Даун.
Карта-схема Райхенбаской баталии на тот момент, когда Дауну удалось почти окружить армию Фридриха, прусаки - красные, австрийцы - желтые. Справа - прусские гренадеры и мушкетеры в обмундировании времен Семилетней войны.
Артиллеристы и драгуны армии Фридриха.