10 августа 2022

Запорожец с полным приводом и двумя моторами: история про автомобиль Таврия


С этого автомобиля пошла история массовой модели. Разработки начались в 1967-м, а в серию она пошла 20 лет спустя.

Толкать или тянуть?

Первый опытный образец 1967 года был совсем иным, нежели Таврия, которую через два десятилетия узнали граждане СССР. Но работы по переднему приводу начали, едва на конвейер встал Запорожец ЗАЗ-966.

А первый забавный прототип и представлял собой именно такой Запорожец, но с двумя моторами. Сзади стоял еще несерийный 40-сильный мотор воздушного охлаждения, а спереди — совершенно новый мелитопольский двигатель мощностью 50 л.с. Включая то один, то второй мотор, испытатели оценивали достоинства и недостатки переднего и заднего приводов. Тем более что развесовка по осям была примерно одинаковая.

Испытатели прозвали машину «тяни-толкай». Порой (ради шутки) включали оба двигателя одновременно, чтобы стремительно обогнать кого-то на шоссе. Сверхбыстрый Запорожец производил на окружающих ошеломляющее впечатление.

Запорожец с полным приводом

Первый уже действительно переднеприводный автомобиль в Запорожье построили в 1968 году. А в 1972-м сделали Запорожец с полным приводом.

Коротенькую машинку по имени ЗАЗ-1103 с базой всего 2300 мм и массой 800 кг оснастили опытным мотором МеМЗ-201 мощностью 55 л.с. Двигатель и четырехступенчатая коробка передач имели единую масляную ванну.


Это не был внедорожник в чистом виде. Скорее легковой автомобиль с улучшенными ходовыми качествами. Подобные отечественные машины, и то мелкосерийные, в России, к слову, появились только в 1990-х.

Маленькие Жигули


Руководство автопрома к экспериментам Запорожского завода по переднему приводу относилось скептически. В том числе и с его подачи в 1974-м появились опытные образцы ЗАЗ-1104 с трехобъемным кузовом, который по стилистике представлял собой уменьшенные Жигули ВАЗ-2101.

В те годы витали идеи максимальной унификации перспективных моделей ЗАЗ с серийными и опытными автомобилями из Тольятти.

Но в 1976-м от проектов «маленьких Жигулей» отказались. В том числе и потому, что в Запорожье приехал дизайнер Игорь Гальчинский, работавший в Тольятти... над перспективными переднеприводными моделями. Вот тогда ЗАЗ-1102 обрел формы, уже напоминающие те, что через полтора десятилетия увидели первые покупатели Таврии.

Это нам не Fiesta

В середине 1970-х руководство советского автопрома стало настаивать, чтобы ЗАЗ-1102 «рисовали» с громкой европейской новинки Ford Fiesta.

Запорожские конструкторы и дизайнеры сил на борьбу с министерством потратили едва ли не больше, чем на само по себе создание новой модели. А все для того, чтобы делать оригинальную машину, а не копировать импортную.

Ford Fiesta первого поколения в Запорожье испытывали тщательно и придирчиво. Таврия не повторяла Фиесту не только внешне, но и принципиально отличалась от Форда двигателем, коробкой, задней подвеской. У Форда были разнесенные пружины и амортизаторы, на советской машине — стойки.

На Фиесте такую схему подвески тоже применили, но уже в 1983-м — на автомобилях второго поколения. И когда Таврия была уже готова к производству.


Доработанный прототип ЗАЗ-1102 1978 года был уже очень близок к серийной Таврии и по «начинке», и по дизайну.

Заправляй из зажигалки


Серийное производство понемногу начали в 1987-м. Компактный трехдверный хэтчбек с двигателем МеМЗ-245 рабочим объемом 1,1 л мощностью 53 л.с. при 5300 об/мин вызвал у покупателей огромный интерес.

Одним из значительных достоинств машины была экономичность. На эту тему сняли даже забавный рекламный ролик, получивший международный приз. Долив в пустой бак бензин из зажигалки, водитель благополучно проехал километр до бензоколонки.

Реклама рекламой, но ЗАЗ-1102 реально расходовал при спокойной езде 5–7 л/100 км.

А вот качество изготовления Таврий оставляло желать лучшего. Но в перестроечные времена с этим, ругаясь и поминая завод недобрыми словами, многие мирились.

Гончая и электричка

Новая запорожская машина вызвала интерес не только у рядовых покупателей, но и у создателей нестандартных версий.


Не успела Таврия стать серийной, а уже в 1986-м в Эстонии мастерская ERF-Mobile соорудила из нее уникальный автомобиль для ралли.

От ЗАЗ-1102 осталось немного: некоторые детали кузова и подвесок. За сиденьями в базе водрузили доработанный двигатель ВАЗ-2106. На мотор с увеличенным до 1,8 л объемом поставили два карбюратора Weber, повысив мощность до 140 л.с. Правда, машину до ума так и не довели, и больших спортивных успехов она не добилась.

Поначалу Таврией очень заинтересовались и за границей. В том числе и в необычных проектах. В 1990-м одна швейцарская фирма задумала производство электромобиля Tavria-Pingvin 8 с двигателем мощностью 12 кВт (примерно 16 л.с.). Машины развивали до 90 км/ч, запас хода — до 120 км.

Электромобили на базе кузовов, полученных из Запорожья, собирали в Венгрии, потом отправляли в Швейцарию. Электрическую Таврию показывали даже на автосалоне в Женеве. Контракт предусматривал аж 1000 машин. Но сколько их сделали реально, неизвестно.

ЗАЗ из Нижнего


Таврия очень быстро обросла модификациями. Уже в 1994-м начали производство ЗАЗ-1105 Дана. Пятидверный универсал с 58-сильным двигателем рабочим объемом 1,2 л, конечно, вызвал интерес покупателей. Но распространению машины мешали уже не автомобильные проблемы.


В 2000-м появился ЗАЗ-1103 Славута. Внешне автомобиль выглядел, как седан, но крышку багажника объединили с задним стеклом. Такой кузов нынче принято называть лифтбек. Автомобиль предлагали в России с моторами объемом 1,2 л и 1,3 л, мощностью 58 и 63 л.с.

Славуту задумали собирать даже в Нижнем Новгороде и чуть ли не начали строить там завод. Под это дело соорудили специальный пластиковый обвес и поставили фары от ВАЗ-2110. Но в 2003-м от странной затеи отказались.

Грузовики


Первую грузопассажирскую версию ЗАЗ-11024 показали в конце 1980-х. Объем багажника увеличили за счет иной крышки. Понемногу такие автомобили, с задним сиденьем или без него, выпускали с 1991 года.

Позже дочернее предприятие Запорожского завода пыталось выпускать пикапы и бортовые грузовики в разных вариантах. Но особого успеха такие машины не имели.

Таврия, которой не было


В 1988 году на ЗАЗе взялись за новый проект. ЗАЗ-1106 впервые для завода проектировали с помощью компьютерного моделирования. По моде тех лет кузов сделали максимально обтекаемым. Вновь сразу закладывали и передний, и полный привод — с коробкой передач и раздаткой в едином корпусе.

Такой или, по крайней мере, примерно такой могла бы стать следующая Таврия. Но дело ограничилось пластиковым макетом, который только повозили по выставкам.