15 августа 1943 года, после того как американская авиация сбросила на остров 424 тонны бомб, в то время как корабельная артиллерия выпустила 330 тонн снарядов, американские десантники высадились на западном побережье Кыски, а канадский отряд высадилсяна следующий день чуть севернее. Так началась до безобразия трагикомичная операция армии США по освобождению острова Кыска от японских войск.
В военной истории США есть трагические страницы — такие, как нападение японцев на Перл-Харбор. Есть "героические" — операция «Оверлорд», высадка союзных сил в Нормандии, которой сегодня стараниями американских политиков придается статус главного события Второй мировой войны.
Но есть у американской армии и трагикомические страницы истории, о которых за океаном стараются лишний раз не вспоминать. Именно к таким случаям относится операция под кодовым названием «Коттедж».
Оккупация Алеутских островов
В июне 1942 года японская группировка захватила острова Кыска и Атту, входящие в группу Алеутских островов. Этот удар рассматривался японским командованием как отвлекающий от основной атаки, целью которой был атолл Мидуэй. Гарнизоны на островах отсутствовали, поэтому захват был осуществлён без помех. На острове Кыска располагалась американская метеостанция. Два её сотрудника были убиты, еще 8 взяты в плен.
Операция по освобождению островов началась весной 1943 года. В битве за Атту погиб практически весь японский гарнизон в составе 3000 человек, за исключением 28 японцев, взятых в плен. Потери американцев составили 549 человек убитыми и 1148 ранеными, кроме того, порядка 2100 человек составили небоевые потери, в основном от переохлаждения и обморожений из-за неподходящего к климату обмундирования.
Сражение за Кыску, по мнению американского командования, должно было стать не менее кровопролитным. По данным разведки, на острове находилось около 10 000 японских военнослужащих.
«Битва призраков»
Для проведения операции «Коттедж» командование США сосредоточило около 35 000 десантников (30 000 американцев и 5000 канадцев), 100 кораблей и 236 самолётов. Опорной базой американской группировки стал остров Адак, с аэродрома которого на остров осуществлялись регулярные налеты. Кроме того, корабли ВМС США обстреливали Кыску из своих орудий.
Непосредственно высадке предшествовало событие, впоследствии известное как «Битва призраков».
23 июля 1943 года самолет-разведчик «Каталина» зафиксировал в 200 милях северо-западнее острова Атту семь неизвестных судов. 26 июля неопознанные объекты обнаружил радар линкора «Миссисипи». С линкора «Айдахо», тяжёлых крейсеров «Уичита» и «Портланд» подтвердили, что также видят цели. Американские корабли вышли навстречу и открыли огонь. Наблюдатели сообщали, что видят вспышки залпов и следы торпед. Складывалась картина ожесточенного морского боя. Линкоры выпустили 518 14-дюймовых снарядов, а крейсера — 487 8-дюймовых.
Когда цели наконец исчезли с радаров, американский адмирал Томас Кинкейд приказал разведке установить, какие потери понес противник. Вскоре разведчики отчитались: потерь противник не понес, поскольку в месте, куда стреляли корабли, его не было. «Ни кораблей, ни обломков, ни даже дохлого кита», — сообщили адмиралу.
Кинкейд решил замять конфуз, списав происшедшее на неполадки техники и стрессовое состояние экипажей. Главное, чтобы на самом острове все прошло без сучка и задоринки.
«Дружественный огонь»
15 августа 1943 года американские десантники высадились на западном побережье Кыски. 16 августа чуть севернее высадился канадский десант. Никакого сопротивления на берегу им не оказывалось, но американцев это не удивило, поскольку на Атту японцы тоже сосредоточили свои главные силы на господствующих высотах.
Погода была крайне неблагоприятной — дождь, туман, холод. Находившиеся в постоянном напряжении десантники ждали нападения, и вскоре оно произошло. Завязался бой. Спустя некоторое время участники перестрелки разобрались — сражение завязалось между двумя отрядами американских десантников, в тумане принявших друг друга за японцев. Затем аналогичным образом под «дружественный огонь» попали канадцы. Перестрелки различной интенсивности вспыхивали то там, то здесь, но всякий раз оказывалось, что свои стреляют по своим.
17 августа десантники вышли к бухте Гертруда, где, по данным разведки, находился главный японский военный лагерь. Там наконец американцев встретил противник, правда, довольно дружелюбный — местные собаки, прикормленные японцами. Героически умирать собаки не хотели, а вместо этого стали выпрашивать у десантников еду.
313 убитых, раненых и обмороженных
Адмиралу Кинкейду доложили: «Японцев на острове нет!» Разгневанный командующий потребовал искать получше. В ходе этих поисков вновь произошло несколько инцидентов, связанных с «дружественным огнем». Одновременно находившийся рядом с Кыской американский эсминец «Эбнер Рид» наскочил на японскую мину. В результате взрыва погиб 71 моряк, еще 47 были ранены.
24 августа 1942 года командующий наземными силами генерал Чарльз Корлетт заявил, что остров перешел под контроль США. Помимо погибших и раненых членов экипажа «Эбнер Рид», 28 американских и 4 канадских десантника были убиты «дружественным огнем», еще 50 получили ранения. Кроме того, около 130 человек в тяжелых погодных условиях получили обморожения. Общие потери освободителей Кыски составили 313 человек.
«К сожалению, собаки не умели читать»
Но куда же делись японцы? Во-первых изначально их на острове было в два раза меньше, чем докладывали разведчики. Но еще в июле японское командование пришло к выводу, что эффективно оборонять Кыску невозможно. В связи с этим гарнизон решили эвакуировать. 28 июля группа японских кораблей под прикрытием тумана подошла к острову, после чего все японские солдаты и офицеры были приняты на борт. Также в тумане японская эскадра ушла к острову Парамушир. Последующие три недели американцы осаждали и штурмовали Кыску, на которой не осталось ни единого человека.
Американской авиации, помимо бомбардировок, была поставлена и пропагандистская задача — они должны были сбрасывать листовки с призывом к японцам сложить оружие. Позднее один из летчиков заметил: «Мы сбросили 100 000 листовок, но, к сожалению, собаки на острове не умели читать».