80 лет назад, 8 июня 1941 года, войска Британской империи вторглись во французские колонии Сирию и Ливан. Вспыхнул новый очаг необъявленной англо-французской войны, которая шла уже почти год с того момента, когда англичане 3 июля 1940 года внезапно расстреляли в Мерс-эль-Кебире Середиземноморскую эскадру своих вчерашних союзников перешедших на сторону гитлеровской Германии.
На этот раз британцы решили взять под контроль французские морские порты и авиабазы в Восточном Средиземноморье, чтобы исключить возможность их использования немцами и компенсировать недавнюю потерю Крита. Однако вишисты оказали яростное сопротивление и операция по захвату относительно небольшой территории, 90 процентов которой занимает пустыня, затянулась более чем на месяц.
Дивизия насчитывала примерно 5 тысяч человек, а всего для операции под кодовым названием «Экспортер» было выделено более 36 тысяч военнослужащих, не считая авиации и флота, в том числе 18 тысяч австралийцев, 9 тысяч индусов, 2 тысячи южноафриканцев и столько же иорданцев из колониального «Арабского легиона». Сами англичане поначалу были представлены только спецназом, артиллеристами, танкистами, летчиками, моряками и высшим командованием, но в конце июня в бой пришлось ввести элитную 6-ю пехотную дивизию, которая сражалась с французами еще во времена Бонапарта.
Воздушную поддержку осуществляли три бомбардировочных скуадрона (из них один — ВВС «Свободной Франции»), три истребительных (из них один австралийский) и два морских общей численностью примерно в 200 машин, которые базировались в Палестине, Иордании, Ираке и на Кипре. Британцам противостояли 30 тысяч пехотинцев и 5 тысяч кавалеристов французских колониальных войск (из них 8 тысяч французов, остальные — арабы и африканцы) при поддержке примерно 90 легких танков и 90 боевых самолетов, в том числе 25 новых истребителей «Девуатин» D-520.
В первые же минуты вторжения англичане попытались уничтожить вишискую авиацию на земле, но решающих успехов не добились. Австралийским «Томагавкам» и английским «Бленхеймам» удалось сжечь при штурмовке аэродромов лишь один «Девуатин» и шесть истребителей «Моран-Солнье» MS-406.
Позже пара «Девуатинов» вылетела на сопровождение разведчика. Увидев внизу длинную колонну британской авто-бронетехники, летчики решили ее проштурмовать, но зенитчики не растерялись и подбили самолет сержанта Мерцисена, которому пришлось совершить вынужденную посадку на виду у противника. Летчику удалось бежать, а самолет был захвачен.
Второму летчику — одному из лучших французских асов Пьеру Ле Глоану, одержавшему в 1940 году восемь воздушных побед над немцами, повезло больше. Он не только успешно отстрелялся по наземным целям, но и сбил на обратном пути остатками боеприпасов английский истребитель «Харрикейн».
После полудня вишисты понесли новые потери: по невыясненной причине разбился в катастрофе «Девуатин» сержанта Равильи, а во время разведки над морем британские корабельные зенитчики подбили истребитель лейтенанта Мартина. Летчик дотянул до берега и выпрыгнул с парашютом, но территория, где он приземлился, была уже захвачена и лейтенант попал в плен.
Вечером шестерка D-520, патрулируя над побережьем, вступила в бой с двухместными палубными истребителями Фэйри «Фулмар» и без потерь сбила три самолета (два экипажа погибли, третий спасся на парашютах), а еще два — серьезно повредила. Впоследствии один из них пришлось списать. Против быстрых и юрких «Девуатинов» громоздкие, медлительные и неповоротливые «Фулмары» не имели никаких шансов. Кстати, интересно, что вишиские летчики, не знакомые с этими малоизвестными машинами, доложили, что дрались с «Харрикейнами».
Таким образом, счет воздушных потерь и побед первого дня войны был 5:0 в пользу вишистов. Однако на земле обстановка складывалась для них гораздо хуже. Англичане, перейдя границу, успешно наступали вглубь Сирии и Ливана. Но основные бои были еще впереди.
Утром 9 июня 1941 года вишист отправили свои бомбардировщики в атаку на британские военные корабли у берегов Ливана. На задание вылетели шесть полученных из США «Мартинов-167» и четыре старых «Блоха» МВ-200. Их сопровождала шестерка «Девуатинов», но звено «Харрикейнов», осуществлявшее воздушное прикрытие флота, все же, бросилось в бой. Им сразу удалось сбить два «Блоха», однако на выходе из атаки их обстреляли «Девуатины» и сравняли счет, отправив в воду два английских истребителя. Летчики — младшие лейтенанты Линч и Кроутер погибли. Третий истребитель сбежал. Обе победы записали на счет уже отличившегося днем ранее Пьера Ле Глоана.
10 июня произошло несколько стычек «Моранов» с «Фулмарами», в которых ни одна из сторон не добилась успехов. Между тем, австралийцы, несмотря на растущее сопротивление, продвигались к Дамаску и Бейруту. 12 июня вишистам пришлось бросить все свои самолеты, включая истребители, на штурмовку британских моторизованных колонн. За это они заплатили двумя «Девуатинами». Зенитчики сбили командира эскадрильи капитана Якоби и сержанта Мирабо. Якоби погиб, а Мирабо уцелел, но при вынужденной посадке в пустыне разбил машину.
13 июня капитан Ришар перехватил и сбил вылетевший на разведку «Бленхейм», все три члена экипажа погибли. На следующий день звено «Девуатинов» вступило в бой с тройкой «Харрикейнов», вишисты заявили две победы, англичане — одну, но на самом деле все самолеты благополучно вернулись на базу. Впрочем, не совсем благополучно: «Девуатин» лейтенанта Броделя из-за простреленной покрышки колеса перевернулся при посадке и впоследствии был списан.
Вишисты испытывали острый недостаток запчастей, поэтому они не имели возможности ремонтировать поврежденные машины. Но 15 июня они получили существенное пополнение: на аэродром Хомс из Франции через Италию и Грецию прилетел 21 «Девуатин», что позволило компенсировать потери и даже немного увеличить численность сирийской авиагруппировки.
В тот же день вишиским летчикам впервые пришлось драться с истребителями-бипланами Глостер «Гладиатор». Техническое превосходство «Девуатинов» нивелировалось тройным численным перевесом англичан: в бой с шестеркой D-520 вступили 18 «Гладиаторов». Схватка закончилась не в пользу вишистов: они сбили один самолет, а потеряли два. Лейтенанту Мерцисену пришлось второй раз за неделю совершить вынужденную посадку на вражеской территории, но опять он сумел сбежать.
18 июня «Гладиаторы» застали противника врасплох, атаковав сверху со стороны солнца, и без потерь сбили два «Девуатина». В одном из них погиб лейтенант Буарри, а сержант Пимон попал в плен.
Несмотря на отдельные успехи в воздушных боях, англичан сильно раздражала не снижающаяся активность вражеской авиации. 23 июня они попытались нанести новый авиаудар по сирийским аэродромам. Однако он закончился для них еще хуже, чем предыдущий. Вишисты своевременно подняли в воздух истребители и встретили врагов в воздухе. В завязавшейся схватке «Девуатины» сбили три «Харрикейна» и тяжело повредили еще один, а сами потеряли всего один самолет.
Через полчаса пара «Девуатинов» обстреляла «Бленхнйм» над еще не взятым англичанами Бейрутом. Экипажу бомбардировщика удалось оторваться от преследования, но лишь для того чтобы разбиться при посадке. Вечером произошел еще один крупный воздушный бой, в котором 10 «Девуатинов» сразились с дюжиной австралийских «Томагавков». Летчики из страны кенгуру оказались серьезным противником — они сбили два истребителя (лейтенант Стюно и сержант Совиньоль погибли) и повредили самолет Ле Глоана ценой потери одной машины. Победу записали капитану Ришару.
26 июня австралийцы еще более удачно выступили в качестве штурмовиков. При атаке на аэродром Раяк они расстреляли на земле пять «Девуатинов» и серьезно повредили еще шесть, в результате чего одна из трех вишиских истребительных эскадрилий фактически перестала существовать. Однако уцелевшие машины продолжали сражаться.
1 июля они перехватили группу «Бленхеймов», возвращавшихся с боевого задания, и без потерь сбили два бомбардировщика, а через день также без потерь были сбиты два «Харрикейна». 3 июля вишиские ВВС в Сирии получили последнее пополнение — 17 «Девуатинов», переброшенных из Марокко. 5 июля шестерка D-520 легко расправилась с очередной парой «Харрикейнов».
7 июля пилот «Морана» аджютан-шеф (аналог старшего прапорщика) Амарге одержал уникальную победу, сбив тяжелый бомбардировщик Виккерс «Веллингтон» — единственный самолет этого типа, потерянный англичанами над Сирией. А за два дня до этого ему же удалось сбить «Бленхейм».
10 июля состоялся последний групповой воздушный бой Сирийской войны. Пятерка «Девуатинов», сопровождавшая бомбардировщики «Мартин-167», заметила 12 «Бленхеймов», шедших без прикрытия. Поскольку английских истребителей поблизости видно не было, вишисты оставили своих «подопечных» и набросились на вражеские бомбардировщики, сбив одну за другой четыре машины. Избиение прекратили вызванные по радио экипажами «Бленхеймов» австралийские «Томагавки». И тут роли сменились. Расстрелявшие почти весь боекомплект «Девуатины» из охотников превратились в дичь. Большинство из них, все же, сумело сбежать, но двоим это не удалось. Один летчик погиб, а второй спасся на парашюте.
11 июля вишиских летчиков отправили на штурмовку недавно захваченного англичанами аэродрома Пальмира. Добыча была невелика — один легкий одномоторный бомбардировщик «Лайсендер» и два «Гладиатора». В тот же день из-за безнадежности положения на фронте (англичане уже захватили Ливан и 2/3 сирийской территории) командующий вишиских войск на Ближневосточном ТВД генерал Анри Денц согласился на перемирие.
По условиям соглашения Денца с английским главкомом — генералом Вильсоном британцы оккупировали Сирию, дав вишистам гарантию беспрепятственной эвакуации всех наземных и воздушных сил. При этом было обговорено, что вишиские власти не будут мешать тем военнослужащим, которые пожелают вступить в армию Де Голля. Однако таковых не нашлось.
За 33 дня военных действий англичане потеряли в воздушных боях 27 самолетов и еще 14 — по иным причинам (катастрофы, зенитный огонь). Потери их противника были гораздо выше — 179 самолетов, но подавляющее большинство из них — поврежденные и неисправные машины, уничтоженные собственными пилотами или просто брошенные на аэродромах при отступлении.
Эскадрильи «Девуатинов» одержали 25 подтвержденных противником воздушных побед, а сами при этом потеряли 11 машин. Семь D-520 было уничтожено на земле при штурмовках аэродромов и еще 14 — разбились в авариях, либо были списаны из-за поломок и боевых повреждений. Эскадрилья «Моранов», которая занималась почти исключительно штурмовками наземных целей, потеряла в воздушных боях и от зенитного огня 16 машин и сбила, как минимум, три самолета. Ее небоевые потери — неизвестны.