20 ноября 2021

Магдалена Морхарт - женщина-книгопечатница 16-го века.

 Написать этот топик меня побудил увлекательный исторический роман, который я прочитала в санатории. Он называется «Die Herrin der Lettern». По-русски переводится примерно, как «Повелительница литер». Автор София Лангнер. О реально жившей в Германии в середине 16-го века первой женщине-книгопечатнице Магдалене Морхарт. А я, как вы знаете, люблю в своем блоге писать о женщинах прошлых веков...Поэтому я решила поискать в Интернете информацию об этой женщине и написать здесь.


Магдалена Морхарт (ок 1505-1574). Символическое изображение (Old Woman Reading, Gerard Dou):




Магдалена происходила из некогда влиятельной семьи, которая затем впала в немилость к властям. Ее дед по матери Конрад Бройнинг был судьей в Тюбингене и управляющим города по поручению вюртембергского герцога. Дед и его брат Себастьян были вовлечены в политические интриги, обвинены в измене и в ходе сомнительного процесса были подвергнуты пыткам и затем 11 декабря 1516 года казнены на главной площади Тюбингнена.

Изображение Конрада Бройнинга до сих пор находится на фасаде ратуши города Тюбинген:


Дочь казненного Анна Бройнинг вышла замуж за Освальда Киршмана, нотариуса и городского писаря в вюртембергском городе Вайль-дер-Штадт.

Магдалена, родившаяся предположительно в 1505 году, получила хорошее по тем временам для девочки базовое образование, заключавшееся в умении писать, читать и считать.

В первом браке Магдалена была женой Якоба Группенбаха, писаря при городском управлении в Тюбингене — значительная должность по тем временам. Известно, что она поддерживала мужа и помогала ему в его ремесле. От первого мужа она родила четырех сыновей, из которых известны поименно трое — Освальд, Георг и Якоб.

Печатный станок 16-го века в музее:


Через какое-то время Магдалена овдовела, и примерно в 1540 году она вышла замуж второй раз — за книгопечатника Ульриха Морхарта. Он был владельцем единственной печатной мастерской во всем герцогстве Вюртемберг. До него в герцогстве печатные гешефты шли ни шатко ни валко — печатники приходили и уходили, а книги печатались только в 1522-1524 годах. А Морхарт, осевший в Тюбингене в 1523 году, вскоре основал книгопечатную мастерскую, которой не было равных. Печатная продукция Морхарта отличалась высоким качеством, поэтому он получал выгодные заказы от герцогского двора, правительства, университета, церкви. Он печатал произведения ученых, гуманистов, реформаторов. Его мастерская печатала также литературу для славянских реформаторов на Балканах.

Печатная мастерская:


Ульрих Морхарт уже был дважды вдовцом и имел двух сыновей. Имели ли место при заключении это брака с Магдаленой какие-то чувства, нам неизвестно. В те времена ововдовевшие ремесленники вступали в новый брак чаще всего из финансово-организационных соображений — вдвоем было легче продолжать семейное ремесло и одновременно вести домашнее хозяйство. У супругов родился как минимум один ребенок — дочь Магдалена-младшая.

В 1554 году после 14 лет брака Ульрих умирает после несчастного случая в мастерской. На смертном одре он поручает продолжать семейное дело жене Магдалене и своему сыну от первого брака Ульриху-младшему.

Печатная мастерская (а первом плане в центре и слева мы видим наборщиков текста):


В те времена не было редкостью, что вдова ремесленника первое время после смерти мужа продолжала вести семейное ремесло. Но обычно от нее ожидалось, чтобы она снова выходила замуж, и новый муж (обычно из подмастерьев или неженатный мастер из той же отрасли) начинал руководить гешефтом, ИЛИ она передавала главенство сыну, зятю, ИЛИ она просто продавала гешефт и жила на вырученные деньги.

Символическое изображение:


Магдалена не собиралась ни выходить замуж, ни отдавать кому-то мастерскую. Между нею и пасынком возникли конфликты и разногласия из-за владения и управления мастерской. И Ульрих-младший основал новую типографию, которая однако не имела успеха. 50 лет позже его внук писал о Магдалене очень нелицеприятные вещи - что мол злая мачеха самым наглым образом отобрала у его деда семейное дело.
Как там дело обстояло с моральной стороны, мы точно не знаем. Действительно ли Магдалена незаконно отобрала у пасынка мастерскую отца или все же заплатила ему какие-то «отступные»?



Самый красноречивый факт это то, что именно ее, женщину, вдову, а не ее пасынка, университет Тюбингена назначил наследницей мастерской. И это во времена, когда женщина считалась только приложением к мужчине! Сильно сомневаюсь, что она смогла бы незаконно присвоить мастерскую, и власти бы ее в этом праве утвердили. Может, просто она была более талантлива и имела лучшую деловую сноровку, чем ее пасынок, и она просто выплатила ему компенсацию?

Почему именно университет назначил, спросите вы? А потому что книгопечатники в немецких землях в 16-м веке не были организованы в цеха, как другие ремесленники. Они, как и переплетчики и торговцы книгами, как представители более «интеллектуального» ремесла, подчинялись напрямую университетам.



Как бы то ни было, печатная мастерская Морхартов под руководством Магдалены имела большой успех. Напечатанные в ее мастерской книги отличались хорошим качеством и минимумом допущенных ошибок.

Надо отметить, что ведение типографского бизнеса в 16-м веке было сопряжено с большими трудностями. Системы предпоплаты, трудности сбыта и политически нестабильная (из-за Реформации) ситуация запросто могли привести семьи книгопечатников к финансовому краху. Чтобы умело лавировать между различными интересами и конфликтами владельцу типографии необходимо было иметь волчью деловую хватку, расчёт и хорошие связи. А женщине было вдвойне сложнее позиционировать себя в этом мире, где полностью доминировали мужчины.



Несомненно, многие жены и дочери книгопечатников работали в семейных мастерских и наверняка многие из них владели умением набирать и верстать текст или даже руководить работой типографии не хуже мужчин. Но их имена не упоминались в договорах или счетах, и поэтому они навсегда «исчезли» а анналах истории...А вот имя Магдалены Морхарт осталось в истории!

Видите, вверху висят напечатаннные сохнущие листы будущих книг:


Одним из самых амбициозных проектов морхартской типографии был в 1554 году заказ от университета Тюбингена напечатать 1000 экземпляров (по 300 страниц в каждом) «Земского права»(Landrecht) — кодифицированный свод законов по государственному устройству Вюртемберга. Тираж в 1000 экземпляров был по тем временам просто огромным! Герцог Кристоф Вюртембергский намеревался разослать экземпляры книги в другие герцогства.

Так выглядела заглавная страница напечатанного в мастерской Магдалены Морхарт "Земского права" (издание 1567 года):


Доподлинно известно, что в мастерской работали сыновья Магдалены и подмастерья. Работали ли у нее ученики — неизвестно. Обычно по цеховым правилам ремесленников мастерская, которой руководила женщина, не имела права принимать и обучать учеников. Но выше я уже говорила, что книгопечатники не были организованы в цеха. Поэтому насчет учеников у Магдалены нельзя сказать точно. Если ей было запрещено набирать учеников, не исключено, что она нанимала подёнщиков, чтобы справиться с работой.



Магдалена получила этот выгодный, но и очень сложный заказ в не самое легкое время… Через несколько месяцев после смерти мужа вдруг обьявился явился некий книгопечатник из Ульма, который прослышал, что в Тюбингене умер единственный книгопечатник. Он намеревался составить конкуренцию вдове. Но не исключено, что он собирался или жениться на ней или выкупить ее мастерскую. Затем у вдовы появились проблемы из-за отсутствия лицензии на уже напечатанный перевод французского церковного права, за что ее оштрафовали, а напечатанные экземпляры конфисковали. И все это на фоне спора за наследство с пасынком.

Кроме того в Тюбингине как раз в то время снова вспыхнула чума. Многие горожане, в том числе и ремесленники покинули город, а из-за этого у типографии Мархарт возникли проблемы - перебои с расходным материалом и с продуктами питания.



Но тем не менее мастерская Магдалены справилась с заказом в срок! В марте 1555 года она доставила с столицу герцогства Штутгарт 1000 безукоризненно напечатанных экземпляров «Земского права» и получила хорошее вознаграждение. Интересная деталь - книгопечатник сдавал книги заказчику в отпечатанном и непереплетенном виде, а уж заказчик сам потом поручал переплетчикам (это родственное книгопечатанию ремесло) переплести книги по своему вкусу.



Магдалена, как и ее покойный супруг, постоянно работала над усовершенствованием печатного дела и ездила на Франкфуртскую книжную ярмарку (до сих пор крупнейшая и самая старая книжная ярмарка в мире). Сейчас на ярмарке во Франкфурте презентируются книжные новинки, а в 15-16-м веке книгопечатники на ярмарке обменивались технологиями, организацией рабочего процесса, рецептами стойкой краски для шрифта, методами переноса картинок в книги, налаживали контакты с производителями качественной бумаги, переплетчиками и книготорговцами...На франкфуртской ярмарке также можно было купить литеры греческого, французского или еврейского шрифта. Так как дорога была неблизкая, профессора университетов и другие грамотные люди давали книгопечатнику с собой список книг, которые необходимо было купить на ярмарке и привезти. С помощью таких заказов можно было окупить дорогу и ночлег.

Символическое изображение:


Печатная мастерская Магдалены одна из немногих в протестантских землях имела право печатать «еретическую» католическую литературу — по заказу реформаторов, чтобы они были вы курсе доводов католиков и были готовы к отпору.

Магдалена единолично и очень успешно руководила типографией почти 20 лет и ушла на покой за несколько лет до смерти. Прожила она около 70 лет и умерла в 1574 году.

Двое ее сыновей (Освальд и Георг) продолжили семейное печатное дело. Третий сын стал переплетчиком. И лишь четвертый избрал не связанную с книгами профессию — стал поваром.

Переплетная мастерская: