Древние египтяне строили пирамиды, а месопотамцы возводили так называемые зиккураты — гигантские структуры из кирпича на высоком фундаменте с последовательно уменьшающимися уровнями. До сих пор никто не знает, для чего они были предназначены, но предполагается, что внутри размещались святыни богов и жилые помещения для священников. Великий Зиккурат Дур-Унташ в Ираке — прекрасный пример этого сооружения. Он является одним из немногих зиккуратов за пределами Месопотамии, а также самым большим из сохранившихся до наших дней.
Дур-Унташ расположен на месте древнего города Элам в провинции Хузестан на юго-западе Ирана.
Археологи сегодня спорят о том, считать ли то, что строил эламский царь Унташ-Напириш храмом в городе Дур-Унташ или городом при храме. Так или иначе, но воздвигнутый по его повелению зиккурат — храм верховного бога Иншушинака — это сооружение, подавляющее своей величественностью. В нем все поражает — от размеров до очертаний. Бог Иншушинак — верховный правитель царства мертвых, а вся жизнь человека, согласно древней вере, считалась всего лишь подготовкой к путешествию в загробный мир. Поэтому и храм должен был соответствовать представлению эламцев о вратах в мир иной.
Царь хотел построить великий город. Но по некоторым признакам археологи догадались, что здесь никогда не было многочисленного населения. Вероятно, это объясняется тем, что при жизни царя в городе непрерывно шло строительство, а после смерти правителя город уже никому не был нужен.
Дур-Унташ — древний город и храмовый комплекс государства Элам, существовавшего с 3-го тыс. до середины VI в. до н. э. на территории, где лежат нынешние провинции Ирана Хузестан и Лурестан.
Город основал царь Унташ-Напириш. У него уже была административная столица Сузы («Атлас» № 342). Но, когда Элам в его правление достиг пика расцвета, царь пожелал увековечить свое имя строительством города-храма и дал ему название Дур-Унташ, или Крепость Унташа. На современном персидском языке его название звучит как Чога-Занбиль и переводится не столь возвышенно: «холм-корзина», что указывает на его форму до проведения археологических раскопок.
Дур-Унташ известен, в первую очередь, своим зиккуратом: это одно из немногих сооружений такого типа вне Месопотамии, где их и начали строить. Он же — самое большое подобное сооружение за пределами Месопотамии.
Зиккурат представляет из себя лишь часть комплекса, в который также входили одиннадцать храмов в честь менее значимых богов. Исследователи утверждают, что король Унташ-Напириша изначально хотел построить более двух десятков храмов, в попытке создать новый религиозный центр вместо Сузы.
Зиккурат первоначально достигал ста метров с каждой стороны и около пятидесяти метров в высоту с пятью этажами, а на вершине располагался храм. Сегодня сохранившийся комплекс достигает 24 метра в высоту, что вдвое ниже первоначального уровня. Роскошно украшенный фасад когда-то был покрыт голубой и зеленой терракотой, а интерьер украшен мозаикой из стекла и слоновой кости. Статуи быков и крылатых грифонов охраняли входы внутрь зиккурата.
Постепенно постройки занесло песком, и в течение 2500 лет никто и не догадывался, что под ними скрыто. А в 1979 г. Дур-Унташ стал первым объектом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране.
За второй «храмовой стеной» находились царские дворцы и городские постройки. Обнаружены руины двух дворцов: один предназначался для самого царя, второй, по всей видимости, был гаремом. Своими размерами они могли соперничать с зиккуратом. Под дворцами находились каменные лестницы, что вели в подвалы на глубине 6 м. Археологи предполагают, что они предназначались для царских гробниц.
Дворцы и город окружала длинная внешняя стена. Царь задумал ее как своеобразный «стенд» для рассказа о собственных достижениях, наставлений потомкам и угроз всевозможным врагам. Найдено много кирпичей, на которые нанесены соответствующие надписи, по-восточному витиеватые: «Кто похитит надписанные кирпичи и откроет приближающемуся врагу ворота, того пусть поразит кара Хумпана, Иншушинака и Киририши! Да не сохранит он под солнцем потомков!»
Стремление месопотамских царей строить города в пустынной глуши, подальше от любого врага, создавало большие сложности со снабжением жителей свежей водой. Унташ-Напириш, который только что разграбил Вавилонию и угнал ее жителей в рабство, располагал средствами и достаточным количеством рабочих рук, чтобы прорыть 50-километровый канал от реки Керхе к городу. Его вода использовалась и для питья, и для орошения полей, и для скота.
Это было сложное гидротехническое сооружение, так как Дур-Унташ располагается на несколько метров выше уровня воды в канале. Жители получали воду через систему сообщающихся резервуаров. Гордый своим творением царь оставил еще одну надпись: «Я, Унташ-Напириш, во имя моей жизни и моего благополучия воспользовался правом царской власти и по велению сердца моего соорудил на многие дни и долгие годы канал „Слава моего имени»».
Город просуществовал до ассирийского завоевания, когда его разрушили по повелению царя Ашшурбанипала в 640 г. до н. э. К тому времени уже и водопроводный канал пришел в негодность, и жизнь в городе остановилась.
Хотя элементы декора уже давно удалены с фасада, зиккурат в целом находится в довольно хорошем состоянии. В 1979 году Дур-Унташ стал первой иранской достопримечательностью, которую включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.