В последнее десятилетие ХIX века в разработке огнестрельного оружия начался настоящий бум. Тогда ситуация походила на прорыв плотины водохранилища: изобретения в области военной техники и огнестрельного оружия в частности хлынули настоящим потоком. Очень много появлялось различных автоматических пистолетов. Что ж – время пришло, конструкторы «взяли быка за рога» и принялись создавать конструкции пистолетов, одна удивительнее другой.
Иной раз создавая при этом конструкции, значительно опережавшие своё время. Но… если их оружие не принималось военными или не находило широкого коммерческого сбыта, то память о них оставалась уделом лишь специалистов. Одним из таких оружейников был К. Дж. Эбетс – создатель одного из первых в мире пистолетов с автоматикой, работающей за счёт отвода газов из канала ствола.Родился Эбетс в Германии в мае 1845 г., пошёл в школу в Гамбурге. Там же в Гамбурге он обучался в политехническом училище Йессена. Затем в 1864-1867 гг. занимался ствольным производством на предприятии «Круппа» в Эссене, и одновременно учился в Карлсруэ, в тамошней высшей технической школе. В 1868 г. Эбетс, как и многие талантливые и толковые европейцы, переехал в Америку. Здесь в США он сначала работал «техническим чертежником» на фирме «Пратт энд Уитни», а затем перешёл в компанию «Кольт Пэйтент Файрармз Мэньюфэкчеринг Компэни» в Хартфорде, штат Коннектикут. Сам Самюэль Кольт к этому времени уже успел умереть, и фирма переживала далеко не лучшие свои времена.
Каким образом Эбетс получил должность руководителя конструкторского отдела фирмы, неизвестно. О нём вообще мало что известно, так как даже в архиве компании «Кольт» материалов о его работе очень мало, хотя подписанные им в этой должности документы имеются.
А дальше было так, что к нему в отдел пришли два брата Браунинга и предложили… пулемет, работающий за счёт отвода газов из канала ствола. Собственно, сначала была предложена винтовка со скорострельностью 15 выстрелов в минуту, перезарядка которой происходила за счёт движения рычага, на который давили пороховые газы, а тот в свою очередь двигал затвор. Необычная конструкция дошла до стадии патентования фирмой «Кольт» уже 6 января 1890 г., но тут он подготовил несколько предложений по улучшению её конструкции и превращению винтовки в пулемет! В дневнике Эбетса есть запись:
То есть очевидно, что данная система автоматики родилась из очередной попытки обойти патенты Максима, а это сулило при успешности дела солидные барыши.
Новый образец пулемета стрелял патронами «U.S. армейский» калибра 45-70, с зарядом дымного пороха, однако и на нём темп стрельбы удалось довести до 400 выстрелов в минуту. Заявка на патент была направлена 3 августа 1891 г. в Патентное бюро США в Вашингтоне. Затем её защитили ещё тремя патентами, и вот так в итоге и появился на свет пулемет «Кольт модель 1895», стрелявший патронами .30-40 «Краг» и «6-мм Ли Нэйви». Его тут же отправили «на практику» воевать на Кубу в 1895 г. и подавлять «боксеров» в Китае в 1900 г. И всюду он неплохо себя показал и был принят военными, но получил у них характерное прозвище «картофелекопалка», так как под стволом у него были шарнирные рычаги, напоминавшие своим действием аналогичные устройства на машинах для уборки картофеля. Всего с 1892 по 1927 г. Браунинг получил в общей сложности 19 патентов на свои пулеметы, причём Карл Дж. Эбетс ему в этой работе активно помогал, сначала как непосредственный руководитель конструкторского отдела, а затем как опытный советник в области патентного дела.
Так что первая встреча Эбетса и Браунинга произошла ещё в мае 1891 г., а затем они уже не только вместе работали, но и подружились. Ну и, очевидно, что общение с Браунингом подвигло самого Эбетса испытать свои силы в создании оружия. Тем более что он был явно впечатлён успехом газоотводной автоматики созданного им пулемета. И примерно в 1893 г. Карл Эбетс и сам начинает разработку пистолета с таким же приводом автоматики, который он закончил осенью 1894 г.
Пистолет получился в высшей степени необычным и не похожим на другие образцы. Как и многие другие пистолеты 90-ых, он имел магазин перед спусковой скобой и питание патронами из пачки. Пачка наполнялась пятью патронами, но шестой можно было зарядить в ствол. Работала автоматика пистолета так: пороховые газы поступали в ствол при выстреле через наклонное нижнее отверстие, газы давили на торец поршня и толкали его назад. Поршень отводил курок назад, и он вставал на боевой взвод, а тем временем внутри блока затвора специальный стержень проворачивался по спиральной канавке и тем самым заставлял вращаться и затвор. При этом он расцеплялся со стволом, а гильза давила на затвор, и он отходил назад. При этом происходила экстракция стреляной гильзы, а когда затвор силой пружины возвращался назад, он досылал в патронник новый патрон.
Таким образом, газоотводный механизм никакого отношения к действию затвора не имел. Он управлял лишь устройством его запирания, что допускало использование достаточно мощных патронов.
Неизвестно, знал ли о конструкции Эбетса Джон Браунинг или он сам додумался применить принцип работы своего пулемета для создания пистолета, но той же осенью 1894 г., как раз когда Эбетс представил свой пистолет, Браунинг тоже начал работать над созданием автоматического пистолета с газоотводным механизмом автоматики. В начале 1895 г. пистолет был готов и уже 3 июля испытан на стрельбище фирмы. Но и Эбетс тоже начал работу над новым пистолетом газоотводной системы, и вышло так, что патенты на свои пистолеты они получили чуть ли не одновременно, а именно в 1897 году!
Второй пистолет Эбетса, скорее всего, был сделан ещё в 1895 г. в мастерских отделения новых разработок фирмы «Кольт» под личным наблюдением его создателя, и он очень сильно, можно сказать – разительно отличался от первого!
Этот пистолет Эбетса отличался от предыдущего наличием газоотводного привода прямого действия на шарнирный узел, приводивший в действие продольно движущийся ствол и сжимавший находившуюся под ним мощную витую возвратную пружину. Газоотводное отверстие на стволе находилось на стволе сверху примерно на середине его длины. Выходившие из отверстия пороховые газы действовали на тарельчатый наконечник запорного рычага, который после этого откидывался вверх и назад, выдвигая при этом ствол вперёд. Сам наконечник имел по бокам две шайбы, за которые рычаг можно было поднять вверх руками и тем самым взвести у этого пистолета затвор. Хотя правильнее будет сказать – взвести не затвор, а именно ствол, потому что перезаряжание этого пистолета, как и у пистолета Манлихера 1894 года, происходило за счёт движения именно ствола. Боёк был куркового типа, и точно так же, как и у Манлихера, действовал и сам УСМ.
Магазин находился в рукоятке, но имел специфическое устройство опять же с целью обойти патент компании «Ремингтон Армз». Пистолет Эбетса был достаточно хорошо отработан и вполне мог стать образцом для серийного производства. Но когда Джон М. Браунинг предложил фирме сразу несколько своих пистолетов, Эбетс, как специалист, сразу же оценил таящийся в них экономический потенциал и… сделался ему хорошим помощником.
В итоге его работа способствовала появлению серийной модели «Кольт-Браунинг 1900», и завоеванию фирмой в техническом и экономическом отношении столь выгодного положения, что она стала занимать одно из ведущих мест в мире по количеству произведённого стрелкового оружия, и особенно пистолетов. Ну а сам Карл Дж. Эбетс умер 19 июля 1925 г. в больнице города Хартфорда. Да, он не создал своего собственного пистолета, который бы пошёл в производство. Попробовал, у него получилось, однако и мудрости у него хватило, чтобы уступить место более достойному и не мешать ему (а такое бывает не часто!), а помогать!
Автор: Вячеслав Шпаковский