Давненько мы не говорили о выдающихся битвах – сегодня как раз такой день! (Не всем по нраву описания побоищ – но что поделать?.. По большому счёту, история в значительной степени состоит именно из них – а мир, который нам известен, создавался на полях сражений).
11 августа 480 года до н.э. произошла знаменитая битва при Фермопилах, известная каждому школьнику – если не по учебникам, то по фильму («Это – Спарта!!!» – и всё такое…) Источники расходятся в точных датировках – но это и немудрено, учитывая два с половиной минувших тысячелетия…
…Итак, персидский царь Ксеркс принял эстафету от своего отца, Дария (битого эллинами при Марафоне десятью годами раньше) – и затеял большое вторжение. В этой ситуации вечно враждовавшие между собой греки будут вынуждены договариваться… Препирательства шли полным ходом, когда появится известие – персы переправились через Геллеспонт (то есть – 65-километровый пролив Дарданеллы). Было решено остановить неприятеля в узком Фермопильском ущелье...
(Широко известна история о том, как Ксеркс (экий самодур!) приказал высечь непокорное море, когда оно осмелится разметать его первый понтонный мост. Гораздо меньшую огласку получит факт, что царь изначально обозначит символическое значение этого действа; к тому же – как ни удивительно, внушение сработает – и дальнейшая переправа пройдёт без проблем!..)
…О персидской армии. Историки очень уж расходятся в оценке её численности – речь идёт и о впечатляющих четырёх миллионах, и о скромных шестидесяти тысячах – но факт остаётся фактом: в узком ущелье (ширина которого составляла шестьдесят шагов), принципиального значения это не имело).
…Значение имело другое: разноплемённому и как попало вооружённому ополчению Ксеркса (большинство шло в бой, от силы, с дубинками) предстояло атаковать греческую фалангу. Это безупречное построение пехоты – прикрытое щитами, с двухметровыми копьями наружу, и с короткими мечами для ближнего боя – принесёт в дальнейшем немало побед Александру Македонскому, и будет отчасти скопировано римскими легионами.
…К тому же, греки успеют восстановить перекрывавшую ущелье стену… да и было их не триста – а, как минимум, пять тысяч. (Спартанский отряд Леонида и впрямь насчитывал три сотни: согласно некоторым источникам, ему предлагали тысячу – но царь откажется со словами: «Чтобы победить – и тысячи мало, чтобы умереть – довольно и трёхсот»).
…Обнаружив на своём пути греков, Ксеркс несколько дней пытался убрать это досадное препятствие путём переговоров – но не возымел никакого успеха. После этого начнутся атаки – столь же безуспешные… Тут в нашей истории появляется Эфиальт – легендарный изменник, показавший персам обходную тропу. (Его имя потом присвоят демону ночных кошмаров). Надо сказать, Леонид про это уязвимое место знал – и послал часть войска его охранять. Воины не справились… и тогда спартанский царь распускает греческую армию по домам, а сам остаётся лицом к лицу с неприятелем – и посмертной славой. (Ушли не все – но в историю войдут именно 300 спартанцев!)
…На третий день противостояния персы предпримут наступление, поддержанное теперь и с тыла – отряд спартанского царя полностью падёт в бою. (У иных историков фигурирует факт ночной атаки трёхсот на персидский лагерь). Вопреки традициям, Ксеркс не только лично будет разыскивать среди трупов тело Леонида – но и прикажет водрузить его голову на кол. Общие потери греков (включая спартанцев) составят около пяти тысяч, персов – не менее двадцати.
P.S. …Историографы, невзирая на легенду, считают битву при Фермопилах поражением эллинов (особенно, если учесть ничейный итог проходившего практически одновременно морского сражения около мыса Артемисий). Персы преодолеют неприступный проход и завоюют бо́льшую часть Греции…
P.P.S. …11 августа 1378 года состоялась куда более значительная для нас битва на реке Воже… Впрочем, это – совсем другая история.