Dark Side of the Moon – самый успешный альбом Pink Floyd, превративший группу в звезд мирового масштаба. Эта пластинка считается одной из самых продаваемых за всю историю музыки, с момента ее релиза 1 марта 1973 года было продано более 45 миллионов экземпляров.
Альбом стабильно включают в разные списки лучших пластинок всех времен, а многие современные артисты, в частности, Radiohead и Flaming Lips, признают ее влияние на свое творчество.
В честь юбилея Dark Side of the Moon предлагаем несколько фактов об альбоме.
Dark Side of the Moon – первый альбом Pink Floyd, в котором Роджер Уотерс является единственным автором текстов песен
Роджер Уотерс принимал участие в написании текстов Pink Floyd с 1968 года, но на Dark Side of the Moon он впервые взял бразды правления в свои руки и сочинили всю лирику. По сравнению с текстами на предшествующих альбомах, эти были во многом более ясные и конкретные.
В интервью Марку Блейку для книги Comfortably Numb – The Inside Story of Pink Floyd Уотерс говорил:
Это всегда была моя главная задача в Pink Floyd: попытаться силой вернуть тексты из космических просторов, причудливо созданных Сидом, к моей реальности, которая была связана с политикой и философией.
По крайней мере в тот момент коллеги по группе не были против того, что Уотерс взял всю лирику на себя. Гилмор признавался Rolling Stone в 2011 году:
Я никогда не считал себя мастером лирики, а Роджер хотел ее писать. Считаю, это было такое облегчение, что он был готов заниматься текстами.
Альбом мог называться по-другому
С самого начала группа хотела назвать свой альбом Dark Side of the Moon. Однако в 1972 году британская команда Medicine Head выпустила пластинку с тем же названием, так что Pink Floyd пришлось переименовать свой проект в Eclipse. В интервью Sounds Гилмор говорил:
Мы не злились на Medicine Head, но расстроились, ведь придумали название еще до того, как Medicine Head выпустили свою работу.
Однако альбом Medicine Head провалился и был быстро забыт, так что Pink Floyd решили вернуться к оригинальному названию.
Поклонники Pink Floyd впервые услышали Dark Side of the Moon на концерте за год до релиза
Pink Floyd впервые выступили с программой Dark Side of the Moon: A Piece for Assorted Lunatics 20 января 1972 года в Brighton Dome. Песни звучали со сцены в той же последовательности, что и на альбоме, однако сет был прерван по техническим причинам. В 1972-м музыканты продолжили исполнять треки с Dark Side of the Moon на своих шоу, по ходу дорабатывая композиции и переходы между ними.
Живая аранжировка On the Run очень сильно отличалась от той, которую сделали для альбома
Из всех песен, звучавших на концертах в 1972 году, On the Run претерпела больше всего изменений при студийной записи. Изначально называвшаяся The Travel Sequence, композиция представляла собой что-то вроде гитарной импровизации, но на студии она была сильно переделана при помощи портативного аналогового синтезатора EMS Synthi AKS. Компактное устройство хранилось в чемоданчике, что само по себе иронично, ведь песня была вдохновлена страхом полетов Райта. Его также использовали при записи Any Colour You Like.
Гилмор говорил Rolling Stone:
Это маленькое устройство давало безграничные интересные возможности. Мы всегда считали, что мы немного электронная группа. Я был помешан на создании звучания, которое будет производить эффект, схожий с 3D.
На написание песни Money Pink Floyd вдохновила группа Booker T. & the M.G.’s
Песня Money стала первой в творчестве Pink Floyd, попавшей в топ-20 в Великобритании. Это, пожалуй, самый агрессивный рок-трек с альбома. Однако корни песни можно искать в творчестве ритм-энд-блюз группы Booker T. & the M.G.’s. Гилмор признавался, что был большим поклонником этой команды и делал каверы на их песни, работая с прошлыми коллективами.
Я подумал, что мы сможем органично включить элементы их творчества в свое, и никто даже не подумает, откуда взялось это влияние. И все сработало. Милые белые британские студенты архитектуры, играющие фанк, – это что-то очень странное.
The Beatles приняли внезапное участие в записи
Пытаясь лучше объединить песни друг с другом, Уотерс придумал записать интервью с сотрудниками Abbey Road и всеми, кто там находился в тот момент. Им задавали разные вопросы – от самых простых о любимых цветах и блюдах, до очень серьезных, о смерти и безумии. Фрагменты интервью планировалось вставить в финальную версию альбома.
На студии в этот момент был и Пол Маккартни, который заканчивал работу над альбомом Wings Red Rose Speedway. Ему тоже задавали вопросы, но Уотерс решил, что эти ответы им не подойдут. Биографу Pink Floyd Джону Харрису он впоследствии рассказал:
Он был единственным человеком, который решил сделать из этого перформанс, что, конечно, было лишним. Я думаю, это здорово, что он в принципе согласился. Он пытался быть забавным, но это нам не было нужно.
Однако в итоге Маккартни, точнее, его музыка, все-таки появились на альбоме. Если вы внимательно послушаете самый конец песни Eclipse, то услышите там пассаж из оркестровой версии песни The Beatles Ticket to Ride. Судя по всему, эта песня играла на студии во время того, как записывались строчки there is no dark side of the moon, really. Их произносил швейцар студии Джерри О’ Дрисколл.
Us and Them не захотели брать в саундтрек к «Забриски-пойнт»
Второй сингл с альбома Us and Them начал свою жизнь в 1969 году как инструментальная композиция The Violent Sequence. Она была написана Райтом и Уотерсом и предложена в качестве саундтрека к фильму Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт».
И хотя итальянский режиссер в итоге включил в картину три записи Pink Floyd (Heart Beat, Pig Meat: Crumbling Land и Come in Number 51, Your Time Is Up), от The Violent Sequence он отказался, не посчитав ее подходящей для фильма. В интервью Classic Albums: The Making of Dark Side of the Moon Уотерс вспоминал, что Антониони сказал:
Она красивая, но слишком грустная. Она заставляет меня думать о церкви!
Более, чем через два года, после того, как режиссер им отказал, музыканты вернулись к демо и переделали его.
На обложку думали поместить Серебряного Сёрфера
Обложка Dark Side of the Moon, созданная Стормом Торгерсоном и Обри Пауэллом, за годы приобрела статус легендарной. В интервью Rolling Stone в 2003 году Гилмор вспоминал, что группа сразу приняла идею Сторма. Однако интересно, что еще до ее появления у авторов были совсем другие планы.
Пауэлл рассказывал Джону Харрису:
Мы были фанатами комиксом Marvel, и нам казалось, что Серебряный Сёрфер станет отличным украшением обложки, но мы бы никогда не получили разрешение использовать его образ. Нам нравилась сама идея изобразить серебряного человека на серебряном серфе, летящим через вселенную.
Серебряный сёрфер
Dark Side of the Moon стал первым альбомом Pink Floyd, попавшим в американский чарт
Учитывая огромный коммерческий успех Dark Side of the Moon по обе стороны Атлантики, легко забыть, что все предыдущие пластинки не имели успеха в Штатах. До выхода альбома самым популярным в американских чартах был сингл Obscured by Clouds, ставший саундтреком к французскому фильму «Долина». Он занял 46 строчку хит-парада Billboard 200 летом 1972 года.
Благодаря мощной рекламной кампании Capitol Records и частому звучанию Money на американском радио Dark Side of the Moon быстро взлетел на вершину Billboard 200.
Средства с продажи альбома помогли выйти фильму «Монти Пайтон и Священный Грааль»
Во время работы над Dark Side of the Moon участники группы отдыхали за просмотром «Летающего цирка Монти Пайтон» на BBC2. Когда комедийная труппа столкнулась с финансовыми трудностями в ходе съемок первого полнометражного фильма, Pink Floyd с радостью передали им примерно 10% бюджета картины.
Режиссер «Священного Грааля» Терри Гиллиам вспоминал в интервью:
В те времена британский подоходный налог был огромным, так что мы обратились к рок-звездам за финансированием. Элтон Джон, Pink Floyd, Led Zeppelin – у них были деньги, они были знакомы с нашим творчеством, и мы казались для них отличной возможностью списать часть налогов.