03 ноября 2021

Сталь покоряет Дикий Запад. Кавалеристы против индейцев

01 схватка (599x391, 253Kb)

Я уже рассказывал в первых частях этой «многотомной эпопеи» о том, что почти с самого появления английских переселенцев на берегу Северной Америки они вели ожесточенную борьбу с местным населением, вытесняя индейцев с их исконных территорий. Эта многовековая борьба не прекратилась и в годы гражданской войны. Пока федералы и конфедераты резали друг друга на востоке и юге страны, по всему американскому Западу полыхала другая, не получившая такого же общественного резонанса, но не менее яростная война между индейцами и поселенцами. И она велась даже с намного большей жестокостью! Этому способствовало то, что три имевшихся в Нью-Мексико, Техасе и Аризоне кавалерийских полка, в обязанности которых и входило усмирять индейцев, с началом гражданской войны были почти в полном составе переброшены на восток - для участия в боевых действиях.

Увидев, что белые поселенцы Запада остались без защиты, индейцы перешли в наступление, стремясь вернуть себе те земли, с которых их согнали. В результате апачи быстро установили контроль фактически над всей Аризоной; пара-тройка оставшихся на Западе конных рот из ушедших полков буквально выбивалась из сил, пытаясь защитить от индейских набегов тех фермеров, что жили на еще принадлежавших США территориях. О попытке вернуть захваченные индейцами земли и речи быть не могло. Тех сотни-двух кавалеристов, что еще оставались на огромных территориях Запада, явно не хватало даже для защиты всех фермеров, и большинству поселенцев приходилось самим отражать атаки индейцев. Потери и кавалеристов, и фермеров были огромны – индейцы вырезали всех, даже женщин и детей; захваченные фермы они превращали в пепел. Чтобы переломить ситуацию в свою пользу, поселенцы западных территорий были вынуждены создавать добровольческие милицейские конные части, в которые входили все местные мужчины, способные держать оружие и еще не призванные на гражданскую войну. Особо успешно действовал милицейский отряд Кита Карсона в Нью-Мексико: ему удалось в 1863 году загнать к розовым гранитным скалам каньона Де Ла Муэрте несколько племен индейцев навахо. В том же году в штате Айова был спешно создан 7-й добровольческий кавалерийский полк, который тут же был брошен на отражение мощного наступления индейцев сиу. Ситуация с нападениями индейцев стала столь острой, что федеральное правительство было вынуждено начать создавать кавалерийские отряды из… пленных южан, выдавая своим врагам оружие и лошадей, чтобы обратить их на общего врага всех «белых». Правда, нужно признать, что эти южные «добровольцы», которые получили прозвище «гальванизированные янки», причиняли больше проблем своим офицерам-северянам, чем противнику.
02 чивингтон и нападение (645x318, 141Kb)
Джон Чивингтон – «герой резни при Сэнд-Крик»;
нападение американских войск на лагерь индейцев

А вот в более-менее спокойном штате Колорадо в ноябре 1864 года «белые» одержали «крупную победу» над «краснокожими», получившую громкий общественный резонанс. Сами американцы прозвали это происшествие «Резня при Сэнд-Крик». Ее организовал командир милиционного иррегулярного полка, набранного из жителей штата, Джон Чивингтон, в мирной жизни - пастор местной методистской церкви, а в годы войны – самопровозглашенный полковник. Его банда (другое название этому «полку» трудно подобрать) в течение всего лета 1864 года провоцировала в общем-то дружелюбно настроенных индейцев племен чейенов и арапахо, нападая на небольшие мирные группы индейцев. Это, в конце концов, конечно же вызывало ответные действия с их стороны. Так штат, который мог бы избежать кровопролития, по вине фанатичного пастора стал проблемным районом. В ноябре подошел к концу срок службы, на который подписались добровольцы Чивингтона, и полк нужно было распускать. Но Чивингтону не хотелось «уходить со сцены», не поучаствовав ни в одном настоящем сражении (нападение сотней кавалеристов на трех-четырех индейцев и их убийство сражением не назовешь). И тогда экс-пастор «разработал операцию», достойную его «военного гения». 29 ноября перепившаяся для храбрости и по поводу грядущего «дембеля» банда Чивингтона внезапно напала на мирный лагерь вождя по имени Черный Котел - на лагерь, над которым развевалось американское знамя, подаренное вождю лично президентом Линкольном. Вчерашний пастор отдал своим солдатам распоряжение убивать всех - и больших, и малых, и снимать с них скальпы. Пьяные дембеля-кавалеристы прилежно исполнили приказ, расстреляв безоружное племя до последнего младенца, после чего «победители» с триумфом выставили в театре Денвера 123 скальпа (в основном снятых с женщин и детей). В этой «блестящей операции» «геройский полк» потерял девять человек, большинство из которых погибло под беспорядочным огнем своих же пьяных товарищей. Такая резня возмутила даже самих американцев; общественное мнение потребовало расследования. Однако виновные так и не были наказаны. А Чивингтон до самой смерти открыто хвастался: «Я хорошо держался при Сэнд-Крик»…
Во многом именно из-за такого анархического характера добровольцев-милиционеров в 1865 году, сразу после окончания гражданской войны, все добровольческие части были расформированы и милиционеры отправлены по домам. Исчезновение милицейских формирований было решено компенсировать созданием новых регулярных кавалерийских полков, которые будут брошены на Запад – вытеснять индейцев с захваченных ими земель. Правда, личный состав создаваемых полков в подавляющем своем большинстве еще не имел боевого опыта. Получившие же боевой опыт полки, участвовавшие в войне, были заняты другими важными делами. Ведь когда война закончилась, перед федеральными властями встала необходимость обеспечить оккупацию южных штатов, организовать там военную администрацию, пока не будет восстановлено гражданское управление. Надо было также следить за соблюдением прав освобожденных негров, испытывавших на себе враждебное отношение своих бывших хозяев, и контролировать захваченные территории Юга, чтобы предотвратить возможные выступления не покорившихся конфедератов. Вот этими делами и были заняты уставшие от боев ветераны-кавалеристы вплоть до 1877 года; неопытным же солдатам новых кавалерийских полков предстояло получить боевой опыт на Западе в боях с индейцами.
04 парадки и походки (649x259, 137Kb)
Парадная и походная форма кавалеристов США в 70 – 80-е годы 19-го века

Формирование этих новых полков официально было завершено в июле 1866 года. Теперь западные земли должны были контролировать четыре регулярных кавалерийских полка с номерами от 7-го до 10-го. Каждый полк состоял из 12 рот по 102 человека, сведенных по четыре в три номерных эскадрона. Каждая рота обозначалась буквой; буквы следовали в алфавитном порядке (была пропущена буква «J», поскольку «Jobn company» на жаргоне означало «рота голубых»). Напомню, что американские кавалеристы обучались по типу драгун, то есть, являлись фактически конными пехотинцами. Сабля для американских кавалеристов была скорее элементом формы, отличающим кавалериста от пехотинца, чем боевым оружием. Обучение сабельному бою в американской армии фактически не проводилось, и мало кто из кавалеристов умел «махать этой железкой», разве что – «шарахнуть ею по башке» безоружную индианку. Основным оружием американского кавалериста являлись карабин и револьвер (характерная особенность: кавалеристы носили кобуру с револьвером рукоятью вперед). Тем не менее, хотя кавалеристы США почти не применяли саблю в бою, именно из-за нее индейцы прозвали кавалеристов «длинными ножами».

НОВЫЕ ПОЛКИ КАВАЛЕРИИ США:

7-й КАВАЛЕРИЙСКИЙ ПОЛК комплектовался в Канзасе и поначалу контролировал этот штат, но в 1875 году полк перебросили на юго-запад - в Техас. Через два года 7-й кавалерийский перевели на северо-запад, и он до конца века контролировал штаты Дакота и Монтана.
8-й КАВАЛЕРИЙСКИЙ ПОЛК был сформирован в Сан-Франциско и до 1870 года использовался в Калифорнии. В 1870 году полк перевели восточнее – контролировать Аризону и Техас, а через пять лет 8-й кавалерийский был переброшен в Дакоту.
05 солдаты негры (646x401, 261Kb)
«Брюнетки» во время отдыха в форте и в походе выглядели совершенно по-разному

9-й КАВАЛЕРИЙСКИЙ ПОЛК был «новым словом» в американской кавалерии: сформированный в Новом Орлеане, он состоял из негров. Правда, чернокожими были только рядовые и некоторые сержанты; все офицеры полка являлись белыми людьми. Северяне («борцы за равноправие» и «противники рабства») тем не менее считали, что «тупые» негры неспособны руководить воинскими подразделениями. Даже сержантские нашивки чернокожему солдату было получить очень сложно. К тому же многие офицеры относились к своим «брюнеткам» (так пренебрежительно называли солдат-негров белые солдаты) с плохо скрываемым презрением. Например, знаменитый генерал Кастер, будучи в 1866 году подполковником и заместителем командира 7-го кавалерийского, отказался от повышения, звания полковника и должности командира полка именно потому, что ему предложили командование «черным» 9-м кавалерийским…
9-й кавалерийский полк до 1875 года нес службу в Техасе, затем шесть лет он находился в Нью-Мексико, а с 1881 года базировался в Канзасе. Через четыре года полк вновь перебазировался: теперь он контролировал штаты Небраска, Юта и Монтана.
06 солдаты негры (580x401, 275Kb)
Вопреки пренебрежительному отношению к ним белых соратников, «солдаты-бизоны»
отважно сражались против индейцев на всех территориях Дикого Запада

10-й КАВАЛЕРИЙСКИЙ ПОЛК был тоже полком «брюнеток» - как и 9-й полк, его укомплектовали чернокожими солдатами. Кстати, солдаты-негры имели два прозвища. «Брюнетками» их звали белые. «Краснокожие» прозвали «чернокожих»: «солдаты-бизоны» (из-за курчавых волос, напоминавших индейцам гриву бизонов). «Buffalo Soldiers» 10-го полка набирались в Канзасе, где они и воевали с индейцами вплоть до 1868 года. В 1869 году полку поручили охрану постов в Техасе. К 1875 году роты полка были размещены в Техасе, Нью-Мексико и Аризоне; но с 1882 года 10-й кавалерийский контролировал только Техас и Аризону.
07 форты и племена (650x482, 327Kb)
Форты и индейские племена в период индейских войн 2-й половины 19-го века


Вот эти четыре кавалерийских полка, благодаря своей мобильности, и контролировали огромные территории Дикого Запада. Базами же для отдыха и пополнения запасов продовольствия и вооружений кавалеристов служили 55 фортов, разбросанных по западным штатам. Эти опорные пункты, как правило, выставлялись в тех местах, где была наиболее вероятна опасность нападения индейцев (обычно, рядом с резервацией); а уже из этой крепости кавалеристы патрулировали местность, и в случае необходимости перебрасывались в отдаленные районы на защиту подвергшихся атаке фермеров. Но чтобы во время отсутствия кавалерии индейцы не захватили форт, в нем постоянно размещался гарнизон – рота-две-три пехотинцев, которые не обладали маневренностью кавалеристов, зато могли неделями, а то и месяцами удерживать осажденный форт, нанося противнику серьезные потери. Таким образом, в самый разгар индейских войн весь Дикий Запад, который населяли примерно 200.000 индейцев, держали под контролем всего 18.000 американских солдат…